В Литве обеспокоены активизацией торгово-экономического диалога между Латвией и Беларусью. Опасения Вильнюса продиктованы тем, что страны могут договориться о строительстве энергетического моста. Если данный проект будет реализован, то белорусской электроэнергии со строящейся в Островце «небезопасной» АЭС откроется дорога не только в саму Литву, но и на рынки Евросоюза. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, почему не работает прибалтийская солидарность и удастся ли Литве переубедить своего регионального союзника.
Глава Министерства энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас признал, что ограничить доступ белорусской электроэнергии на литовский рынок будет довольно сложно, поэтому в небольших количествах «вражеское электричество» может проникнуть в страну. Министр тут же поспешил принизить значимость проблемы, оценив привлекательность атомной электроэнергии соседей как низкую ввиду «ее неконкурентоспособности из-за высокой себестоимости».
Заявление литовского чиновника интересно в том смысле, что впервые на официальном уровне был допущен такой сценарий. И это несмотря на последовательные шаги правительства по защите внутреннего рынка от строящейся в Беларуси АЭС (БелАЭС), которую Вильнюс официально признал угрозой национальной безопасности. Для этого в Литве в прошлом году был принят закон о защите национального энергетического рынка от электроэнергии «небезопасных АЭС третьих стран», который, в частности, запрещает использовать возможности гидроаккумуляции для хранения такой электроэнергии.
Во исполнение закона тот же Вайчюнас подписал распоряжение о внесении поправок в правила использования электросетей, согласно которым БелАЭС запрещено использовать мощность Круонисской гидроэлектростанции.
Глава литовского энергетического ведомства также озвучил дальнейшие планы по техническому ограничению возможностей для попадания белорусской электроэнергии на местный рынок. По его словам, в 2020 году планируется демонтировать мощнейшую в Европе линию электропередачи в направлении Беларуси, что «станет четким сигналом Минску о серьезности намерений Литвы довести до конца начатое».
Прибалтийское государство связано со своим соседом пятью линиями электропередач, из которых основная и самая мощная рассчитана на 750 киловольт. Именно она могла бы обеспечивать переток электроэнергии с БелАЭС, однако ее литовские власти и планируют демонтировать в первую очередь. Оставшиеся же четыре ЛЭП (две — по 330 киловольт, две — по 110 киловольт) будут действовать до тех пор, пока Литва находится в общем энергетическом кольце БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия и Литва).
Так почему же при такой серьезной и основательной подготовке к ограничению поставок белорусской электроэнергии на местный рынок официальные власти Литвы всё же допускают возможность ее появления?
В Вильнюсе опасаются, что она может попасть в страну через соседнюю Латвию. Нервозности добавляет позиция официальной Риги, которая считает вопрос строительства АЭС в Островце внутренним делом Беларуси. Литовским властям никак не удается заручиться поддержкой соседей в вопросе бойкота белорусской электроэнергии.
В Риге прагматично подходят к развитию энергетического диалога с Минском, во главу угла ставя собственную экономическую выгоду. К тому же как можно выступать единым фронтом с государством, которое зарекомендовало себя ненадежным и безответственным партнером? Достаточно вспомнить, как Литва обманула Латвию со строительством СПГ‑терминала, а сегодня без зазрения совести пытается навязать ей издержки по содержанию этого же нерентабельного терминала Independence.
К тому же Вильнюс вот уже который год подряд продолжает недружественную по отношению к Латвии экономическую политику, осуществляя железнодорожную блокаду латвийских портов. В прошлом году Еврокомиссия наказала Литву крупным штрафом в размере 30 млн евро за разбор подконтрольной государству компанией «Литовские железные дороги» единственной кратчайшей железнодорожной ветки из Литвы в Латвию (Бутинге — Ренге). Теперь литовцы обязаны восстановить пути, но совсем не спешат это делать. В этой связи рассчитывать на прибалтийскую солидарность латышей в решении собственных вопросов не приходится.
О том, что энергетическое взаимодействие между Латвией и Беларусью набирает обороты, свидетельствует и интенсивная челночная дипломатия глав МИД двух стран, а также активизация взаимодействия по линии Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Белорусским и латвийским энергетикам вполне под силу реализовать энергетическую смычку между двумя странами.
Вырабатываемое АЭС электричество (запуск первого реактора запланирован на 2019 год) вольется в единую энергосистему через вспомогательные линии, которые свяжут ее с подстанциями 330 киловольт «Молодечно», «Поставы», «Сморгонь», «Минск — Северная» и «Столбцы» (реконструкция под 330 киловольт). Затем электроэнергия может быть направлена по сетям в любом направлении, включая север, в сторону границы с Латвией.
Ближайшая подстанция мощностью 330 киловольт находится под Полоцком на участке ЛЭП Полоцк — Игналинская АЭС. Не исключен и вариант прокладки новой высоковольтной линии, что, вероятно, будет дешевле реконструкции старых советских сетей. Тогда, скорее всего, она пойдет от Островца вдоль границы с Литвой в северном направлении к Латвии, через Поставский и Браславский районы Витебской области.
Таким образом, как только атомная генерация станет частью общего энергобаланса Беларуси, производимые ею электрические киловатты вольются в единый энергетический поток и отличить их происхождение будет уже невозможно.
Сегодня Беларусь занимает четвертое место в мире по стоимости киловатта для населения — 3,4 рубля (эквивалентно 4,5 евроцента). Для сравнения, Латвия находится на 26‑м месте со стоимостью 13,8 евроцента. Цифры говорят сами за себя. Разница в ценах более чем в три раза.
Очевидно, что белорусы при формировании коммерческого предложения латышам будут отталкиваться от стоимости киловатт-часа на Североевропейской электроэнергетической бирже NordPool. В латвийском сегменте стоимость киловатт-часа в последние несколько месяцев текущего года колебалась выше 40 евроцентов. И это оптовая цена для Латвии.
Чтобы продавать конечным потребителям электроэнергию по 13,8 евроцента за киловатт, латвийское правительство должно субсидировать из бюджета почти половину ее стоимости.
Если сегодня это еще возможно за счет предыдущих европейских дотаций, то новая семилетняя финансовая перспектива (должна быть утверждена в 2020 году) в свете ужесточения Брюсселем бюджетной политики грозит обернуться серьезным урезанием европомощи.
Рига, диверсифицируя поставки электроэнергии, застрахует себя от будущих финансовых неприятностей, обеспечит стабильность и долгосрочность развития собственной экономики, а значит, благополучие граждан страны.