Европейский Совет соберется 20 февраля в Брюсселе на внеочередное заседание, чтобы обсудить многолетний бюджет ЕС на 2021−2027 годы. Латвия с большой тревогой ждет этого заседания, поскольку на нем планируется урезание финансирования дотационным странам Восточной Европы, что подорвет и без того проблемную латвийскую экономику. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, с какими «достижениями» в экономике Латвия пришла к снятию с дотаций ЕС и какую роль в экономической состоятельности республики играет беззаветная преданность ее руководства Соединенным Штатам Америки.
Частности вашингтонской барщины
В самом конце прошлого года стало публично известно то, о чем давно знали специалисты. Компания Latvenergo не может завершить замену турбин для Плявиньской и Кегумской ГЭС с российской компанией «Силовые машины», которая включена США в санкционный список.
Общая сумма контракта составляла 80 млн долларов, 3 из 5 турбин не были реконструированы, сделка на оставшиеся 30 млн не может быть закрыта, потому что ни один латвийский или европейский банк не проведет транзакцию по оплате контракта.
По словам коммерческого директора Latvenergo Улдиса Барисса, предприятие в течение почти двух лет, консультируясь с властями США, искало лучший способ расторгнуть договор.
Это напоминает ситуацию, когда раб усердно намыливает веревку, чтобы палачу было сподручнее затянуть ее на тощей и немытой шее. Если перевести слова Барисса на русский, то они означают:
1. Реконструкция турбин ГЭС в Латвии не будет завершена;
2. Latvenergo придется искать другое техническое решение.
Но так как российские турбины производят только в России, то любое другое решение на порядок увеличит стоимость работ.
На кого в итоге перевыставит счета компания, производящая электроэнергию? Правильно, на потребителя.
3. Российские «Силовые машины» так и не получат оставшиеся 30 млн евро.
Мы имеем дело с хорошо известной ситуацией win–win, только наоборот. В выигрыше, как минимум политическом, оказывается колонизатор — США. Колонизатор не дал российскому предприятию подпитать производство на 30 млн евро.
Латвия же заплатит свою цену.
Купит втридорога новое оборудование, не завершит вовремя техническое переоснащение ГЭС, и в конце концов все переложится в более высокие тарифы за электроэнергию для населения.
Вначале стало известно, что латвийская компания Pasažieru vilciens, отвечающая за пассажирские железнодорожные перевозки, не может эксплуатировать и поддерживать в рабочем состоянии дизельные поезда. Все потому, что США включили в санкционный список российскую компанию «Звезда», и теперь латвийское предприятие лишено возможности покупать в России запчасти.
Из-за этого 7 из 22 поездов компании встали. В конце января был отменен поезд Лудза-Зилупе.
Как думаете: неудобство рядовых граждан Латвии встревожило кого-нибудь за океаном? Конечно, нет. Ради торжества мировой «демократии» там давно привыкли жертвовать жителями других стран, не скупясь, не считаясь с затратами.
Пассажирские перевозки в Латвии всегда были делом убыточным.
Закупка же нового подвижного состава не в России, по ценам, которые будут выше (ведь часть потенциальных участников конкурса отрезается не рыночным, но силовым образом), опять ляжет на плечи рядового латвийца.
Ибо больше платить за счастье ездить по латвийским железным дорогам некому.
А знаете, какова сумма контракта на новые поезда? 255,889 млн евро. Сумма могла быть ниже и пойти на Восток. Но — нет. И это только самая верхушка айсберга.
США готовы сражаться с Россией до последнего евро в кармане латышей
Чтобы не уходить далеко из железнодорожной колеи, напомним — в конце января «Латвийская железная дорога» приняла решение о сокращении 1500 человек. Это 24% всех работающих на предприятии. Причина — падение в течение 2019 года на 15,8% перевозок грузов по железной дороге. Главным образом речь о грузах из России. В январе 2020-го объем железнодорожных перевозок в республике обрушился на 52,2 %.
Причина падения — конфронтация США с Россией, стремление Америки доминировать в Европе и желание латвийской элиты стоять на задних лапках перед заокеанским господином, заискивая, лебезя, преданно заглядывая в глаза.
Вопрошая — что еще могу отрезать у себя для Вашего процветания, сэр сагиб?
Но думаете кто-то в Вашингтоне или правительственных кабинетах Риги всерьез задумался о семьях 1500 людей в Латвии? Если бы задумались, наверное, подобное не произошло бы. А раз произошло, вопрос риторический.
Так как мы затронули перевозку грузов, еще две любопытные свежие цифры.
В январе 2020 года грузооборот двух крупнейших портов Латвии, Рижского и Вентспилсского, рухнул на 25% и 42,8% соответственно.
Цифры настолько яркие, что хочется помолчать. Как на кладбище.
Кстати, столь драматическое падение грузов в свободном порту Вентспилса не только произошло из-за снижения российского транзита, но и стало прямым следствием экономических ограничений со стороны США. 9 декабря 2019 года Вашингтон ввел санкции против ряда предприятий и мэра города Вентспилса Айвара Лемберсга.
Порт Вентспилса спустя месяц после истерики латвийского правительства был вычеркнут из списка санкций.
Но все это время более 4 тысяч рабочих, так или иначе связанных с деятельностью порта, градообразующего предприятия небольшого Вентспилса с населением в 34 тысячи человек, испытывали трудности с получением денег.
Банки мгновенно заблокировали счета предприятий из санкционного списка. И несмотря на то, что сейчас счета разблокированы, напуганные санкциями суда стараются обходить порт стороной, и денег стало меньше уже по другой причине.
Приведем слова экс-министра экономики и образования, а ныне оппозиционного депутата латвийского Сейма Вячеслава Домбровского: «За пару лет "капитального финансового ремонта” страна потеряла 9 миллиардов евро капитала “нерезидентов”».
«Ремонт» финансовой отрасли в Латвии был начат в феврале 2018 года после того, как США включили один из ведущих банков Латвии ABLV в список санкций.
Чтобы понять, что такое для экономики Латвии 9 млрд, сравним: доходы консолидированного бюджета страны в 2020 году запланированы в размере 9,89 млрд евро.
Таким образом Латвия под диктат США добровольно изгнала из своих коммерческих банков сумму, равную годовому бюджету страны.
Говорите, унтер-офицерская вдова себя высекла? Детские шалости.
Мы нищие, нам деньги ваши не нужны, говорит миру правительство Латвии, ретранслируя первую программу вашингтонского радио
Процессом изгнания нерезидентских, то есть на 90% «русских» денег из Латвии руководит бывший член правления коммерческого банка Citadele, глава латвийского банковского регулятора FKTK Санта Пурмайле.
Контрольный пакет Citadele принадлежит американскому фонду Ripplewood Advisors LLC, а также группе частных инвесторов, среди которых числятся такие интересные персонажи из-за океана, как бывший глава Федеральной резервной системы США Пол Волкер (умер в декабре 2019 года) и бывший президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон.
В отчете Банка Латвии за IV квартал 2019 года (латвийский Центробанк прогнозирует, что тенденция не изменится и в 2020-м) говорится: ужесточение политики AML по предотвращению легализации средств, полученных преступным путем со стороны коммерческих банков, приведет к повышению кредитных ставок и меньшей доступности кредитов для бизнеса.
Банк Латвии фиксирует, что число отклоненных банками кредитных заявок выросло.
Даже в Вашингтоне знают, что недоступность дешевых кредитных ресурсов — мощный стоп-кран для любой экономики.
Вишенкой на торте пусть послужит для всех мнение недавно назначенного директора латвийского агентства по инвестициям и развитию (LIAA) Каспара Рожкалнса. Для справки, LIAA — это агентство правительства Латвии, работающее с инвесторами, чей вклад в экономику превышает 200 млн евро, а число создаваемых рабочих мест — не менее тысячи. Для Латвии такие проекты можно охарактеризовать одним словом — мега.
Так вот, Каспар Рожкалнс сообщил, что объем накопленных российских инвестиций в экономике Латвии за год снизился на 100 млн евро и составил на конец 2019-го 1,6 млрд. Он назвал такую ситуацию болезненной для страны.
Рожкалнс рассказал, что российские инвесторы, работающие с LIAA и не связанные ни с какими санкционными ограничениями, не могут открыть счет в латвийском банке. Компаниям, готовым привести в страну от 100 млн евро, больше не разрешают начать бизнес! То есть банки сами отказываются от денег.
Что это — биполярное расстройство, поразившее юридические лица? Эти действия укладываются в область рационального или являются политически ангажированным бредом, направленным на обнищание населения?
Рожкалнс сказал, что в таких условиях трудно говорить о привлечении инвестиций. Но разве Америку интересуют какие-либо инвестиции в Латвию?
Впрочем, США нельзя упрекнуть в непоследовательности и отсутствии логики. Ведь управлять нищим сбродом, всецело зависящим от тебя, куда легче, чем богатой страной с самодостаточной экономикой.
Колониальную администрацию США в Латвии содержит Евросоюз
А теперь посмотрим к чему привела Латвию такая политика, на уровне уже совсем больших цифр. На рассмотрение Кабинета министров передан Национальный план развития NAP2027 на период с 2021 по 2027 год. В документе запланированы инвестиции в объеме 14,5 млрд евро для реализации 330 различных инициатив.
Только 2 млрд из указанной суммы согласилось внести в NAP2027 правительство Латвии. Предполагается, что остальные выплаты лягут на плечи Евросоюза.
Заседание по долгосрочному бюджету ЕС на 2021–2027 годы пройдет в Брюсселе 20 февраля и, скорее всего, закончится ничем. Уже сейчас целая группа стран, включая Нидерланды, Австрию, Данию, сообщили, что размер дотаций странам реципиентам, таким как Латвия, после Брексита следует сократить.
Интересно, а что станет со странами Балтии, потеряй они европейские деньги? Кровь стынет в жилах.
Латвия без поддержки ЕС способна самостоятельно инвестировать в собственное развитие (поделим 2 млрд евро на 7 лет) менее 3% собственного бюджета, который составляет приблизительно 10 млрд. То есть она готова тратить на развитие меньше 300 млн в год.
Экономический рост, о котором говорило правительство Латвии в 2019 году, почти равен показателю годовой инфляции — 2,2%, то есть отсутствует. Прогноз на 2020-й еще хуже.
Выходит, что за 30 лет жизни в условиях сияющих свобод и поддержки Запада страна не смогла построить собственной производственной базы, потеряла 25% своего населения (2,5 млн — на 1991 год; 1,9 млн — к 2020-му) и способна говорить о мифическом развитии только за счет внешних дотаций.
Кстати, в последнем докладе Pensions at a Glance 2019 комитета экспертов OECD делается в отношении Латвии чудный прогноз: к 2060 году удельный вес трудоспособного населения страны в возрасте от 20 до 64 человек сократится на 40%.
Нужно сказать, что и здесь дядюшка Сэм стоит в привычной ему позиции win–win — ведь оплачивает существование послушного холопа на границе его Западной империи пока еще зажиточная старушка Европа.