Одной из главных отличительных черт проведения «европейских реформ» на Украине является назначение иностранцев на высокие государственные посты. И если ранее наиболее популярными экспатами были грузины, имеющие за плечами «историю успеха» и целый ворох уголовных дел, то с недавних пор в моде выходцы из «Новой Европы».
Первым выходцем из стран «Новой Европы» стал литовец Айварас Абромавичюс, возглавивший в конце 2014 г. Министерство экономического развития и торговли Украины. Его деятельность на министерском посту завершилась полным провалом: 2015‑й стал годом глубочайшего экономического падения с потерей 10% ВВП и инфляцией в 43%. В целом прохиндей Абромавичюс запомнился широкой публике двумя вещами: резонансным высказыванием о возможности ликвидации Минэкономики после проведения им «реформ», а также конфронтацией с ближайшим порошенковским соратником Игорем Кононенко, одним из «серых кардиналов» киевского режима, в результате которой последние несколько месяцев министр и вовсе не появлялся на рабочем месте.
2016 год в секторе государственного управления прошёл под знаком «дегрузинизации» и прихода поляков в высокие киевские кабинеты. Небезызвестный Лешек Бальцерович стал правительственным советником, рокер Войцех Бальчун возглавил железнодорожного монополиста «Укрзализныця», а экс-министра транспорта Польши Славомира Новака отправили заведовать дорожным хозяйством. Результаты работы «реформаторов» даже не нулевые, а отрицательные:
«Укрзализныця» продолжает пребывать в состоянии технического дефолта и развала материально-технической базы (что даже вынудило Кабмин осенью 2016 г. снимать ограничения на закупку подвижного состава в РФ), а состояние дорожного полотна, пожалуй, наихудшее за последнее десятилетие.
Небезынтересно, что назначенный в октябре 2016‑го главой «Укравтодора» Новак ушёл в отставку с министерского поста в Польше по причине разгоревшегося коррупционного скандала – а это значит, что на Украине, где ремонт дорог всегда был необычайно привлекательной «кормушкой», а все коррупционеры повязаны круговой порукой, он будет себя чувствовать словно рыба в воде.
Не польскими «гастролёрами» едиными. 12 января 2017 г. глава Министерства инфраструктуры Владимир Омелян, начавший недавно кампанию по дерусификации аэропортов, железной дороги, портов, представил
Естественно, заявлено о «продолжении реформирования морской отрасли». Однако покамест «реформы» сводились к подковёрной возне между кланами Порошенко и Яценюка при участии местных контрабандистских «элит» за возможность расставить в портах своих «смотрящих». «Приз» действительно стоящий: в условиях резкого сужения «кормовой базы» порты остаются одними из немногих высокорентабельных активов, а прибыль АМПУ в последние годы составляет полновесные 3–5 млрд гривен.
Правда, портовый «пирог» также имеет тенденцию к сокращению – если экспорт (это преимущественно зерновые, железная руда, чёрные металлы, масло) стабильно находится на уровне 100 млн тонн, то транзит грузов в период 2014–2016 гг. сократился вдвое, с 20 млн до 10 млн тонн.
В целом под руководством «команды европейских профессионалов» Украина превращается в «белое пятно» на карте Евразии – территорию, в обход которой перенаправляются транспортные, товарные, энергетические, финансовые и туристические потоки.
Каковы же функции, которые будут возложены на представителя Латвии во главе АМПУ? По всей видимости, Вецкагансу предстоит провести этакую предпродажную подготовку, т. е. «оптимизацию» и снижение балансовой стоимости украинских портов накануне приватизации или передачи в концессии.
Словом, латвиец, не питающий сантиментов к Украине, должен будет провести «грязную работу» в угоду зарубежным кураторам, проявляющим недовольство неудовлетворительными темпами передачи остатков украинской экономики под внешнее управление.
Райвис Вецкаганс
О планах приватизировать порты было объявлено ещё на рубеже 2014–2015 гг., а в сентябре 2016‑го Кабмин обнародовал расширенный список предприятий, окончательно сняв ограничения на смену формы собственности «морских ворот». Особый интерес для приватизаторов представляют порт Южный и Одесский морской торговый порт (суммарно 50% грузооборота портов страны), а мировая оружейная мафия может положить глаз на спецпорт Октябрьск (Николаевская область), который используется для легальных и контрабандных поставок вооружения (Украина входит в топ‑5 игроков на мировом рынке контрабандного оружия). На сегодняшний день интерес к приватизации проявляют представители американского, японского и китайского капитала.
Не исключено, что и украинские олигархи, привыкшие взимать ренту с морской отрасли, подключатся к «битве за порты» под видом иностранного капитала – естественно, оффшорного происхождения.
Всё это говорит о том, что ликвидационная комиссия, по недоразумению именуемая «правительством Украины», остаётся верной взятым на себя обязательствам, чётко следуя заданному курсу на деиндустриализацию, деинфраструктуризацию, демодернизацию, десуверенизацию и превращение страны в аграрно-сырьевой придаток стран развитого капитализма.