СПГ-терминал в Литве настолько «успешен», что клиенты подают на Литву в суд
Александр Носович
Главный покупатель продукции СПГ-терминала в Клайпеде, литовский концерн Achema, подает на Литву в Европейский суд справедливости за принуждение к сотрудничеству с СПГ-терминалом. Achema и другие вынужденные клиенты плавучего терминала Independence уже не первый год бунтуют против правительства, выставляя на посмешище руководство Литвы, которое много лет кричало на всю Европу, какой выгодной бизнес-идеей оказался их СПГ-терминал. Самую большую выгоду от их бизнес-идеи на поверку получает Россия.
Крупнейший в Восточной Европе завод по производству удобрений Achema второй год возглавляет борьбу литовских производителей против навязанного им СПГ-терминала в Клайпеде. Achema — крупнейший потребитель продукции Independence, и она же — главный, кто пострадал от него.
Полтора года назад Achema решительно взбунтовалась против «энергетической независимости» и прямо заявила: СПГ-терминал невыгоден, а ее так и вовсе доводит до ручки. Литовские чиновники в это время еще разъезжали по международным симпозиумам, рассказывая всем, кто соглашался их слушать, какая «история успеха» накрыла Литву после обретения ею «энергетической независимости» от России благодаря запуску СПГ-терминала.
Между тем у потребителей этой «истории успеха» из-за цен на продукцию СПГ-терминала остановилось производство, рабочие были направлены в неоплачиваемые отпуска, а город Йонава, бюджетообразующим предприятием которого является Achema, оказался на пороге массовых беспорядков.
Когда проблема вырисовалась во всей своей величине, литовские власти были вынуждены менять риторику по поводу СПГ-терминала. Премьер-министр Саулюс Сквернялис переименовал былую «историю успеха» в «ношу для литовских налогоплательщиков», с которой нужно что-то решать.
Самым простым и понятным решением было разрешить разоряющимся предпринимателям отказаться от СПГ-терминала и покупать вместо сжиженного обычный трубопроводный газ из России. Но власти на такое, конечно, пойти не могли, потому что лишение СПГ-терминала вынужденных покупателей его продукции стало бы гарантированным банкротством Independence, а это полный провал литовской энергетической политики и позор для Литвы на весь мир.
Был предложен компромиссный вариант. Achema подписывает долгосрочный контракт на поставки сжиженного природного газа с Independence в обмен на сокращение сбора на содержание СПГ-терминала. Йонавский завод возмутился еще громче и заявил, что в кабалу не пойдет.
Демонстративное нежелание бизнеса связывать себя на долгие годы постоянным контрактом с СПГ-терминалом уже дискредитировало энергетическую политику Литвы, но на Литву еще и подали в суд за ущерб, понесенный «энергетической независимостью».
Весной Achema обжаловала в суде ЕС порядок содержания СПГ-терминала, назвав необходимость оплачивать поддержание его на плаву дискриминацией участников рынка. В сентябре Европейский суд справедливости отклонил эту жалобу, заявив, что Литовское государство имело право устанавливать правила ведения бизнеса для энергетических предприятий. Однако Achema не успокоилась и теперь подает апелляцию. Новый иск против Литвы будет отправлен в Брюссель на неделе.
В этом затянувшемся состязании литовского бизнеса с литовским правительством незримо присутствует кто-то третий. Этот третий — Россия, из-за которой и закрутилась вся эта история. Причем сама Россия ничего для этого не делала и не делает. Однако все конфликты и скандалы по поводу СПГ-терминала так или иначе сводятся к вопросу закупок российского газа.
История с СПГ-терминалом — это растянутый на много сезонов ситком, в основе всех «гэгов» которого общая комическая ситуация: решение везти газ откуда-то из-за тридевять морей в условиях, когда литовская экономика исторически работает на дешевой энергии из России.
Из-за этого решения литовские власти раз за разом попадают со своей «энергетической независимостью» в нелепое положение. Завезли в Клайпеду СПГ-терминал — у сжиженного газа не нашлось покупателей. Принудили своих промышленников закупать продукцию Independence — те пошли судиться с Литвой в суд ЕС. Объявили свою энергетическую политику образцом и примером для подражания всей Европе — и сами же признали СПГ-терминал «ношей для литовских налогоплательщиков».
Особая история — поставки на борт «энергетической независимости» российского СПГ как вынужденный компромисс с производственниками, позволяющий им спастись от банкротства. Факты покупок Independence сжиженного природного газа из России сначала пытались скрыть, а теперь пытаются запретить, чтобы не позорить Литву окончательно.
Однако без дешевого СПГ российского происхождения Achema и другие вынужденные клиенты СПГ-терминала точно загнутся. Опытным путем доказано, что норвежский, американский и прочий «демократический» газ литовские компании не потянут.
Литва с СПГ-терминалом сама себя загнала в цугцванг: любой следующий ход в отношении детища «энергетической независимости» ухудшает ее ситуацию и увеличивает имиджевые потери страны, выставляя ее правителей на посмешище.
В выигрыше от глупости официального Вильнюса в итоге оказывается Россия. Во-первых, он как поставляла, так и поставляет в Литву обыкновенный газ по «газпромовскому» трубопроводу. Во-вторых, с весны этого года поставляет и сжиженный газ «Новатока» из Ленинградской области. Причем уже переходит от мелких партий СПГ к крупнотоннажным поставкам. В-третьих, помимо непосредственной денежной выгоды, имеет выгодный политический эффект на международной арене, показывая всю несуразность проведения антироссийской политики.
Чем бы дальше ни продолжилась комедия с Independence, для Москвы это будет весело и так или иначе выгодно.
Россия на поверку оказалась главным выгодополучателем эпопеи с «энергетической независимостью» Литвы.
Ее выгода настолько очевидна, что литовским «патриотам» остается только заявить, что завозить в Клайпеду СПГ-терминал их надоумил никто иной, как Владимир Путин.