Стумбрас: «Литве выгоднее всего газ из России. Это ясно, как дважды два»
Александра Рыбакова
На прошлой неделе из Латвии депортировали российского эксперта по энергетике - генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова. Подобное решение было принято, судя по всему, в связи с тем, что латвийские спецслужбы увидели угрозу в идеях г-на Симонова. По собственному признанию эксперта, он ехал в Латвию рассказать о том, что Европе, и Прибалтике в частности, выгодно укреплять энергетическое сотрудничество с Россией, а не отворачиваться от восточного соседа. Кроме того, эксперт указывал на тот факт, что строительство СПГ-терминала в Литве не сделает для литовцев газ дешевле. Между тем, портал RuBaltic.Ru обратился к почётному члену литовского комитета Мирового совета по энергетике Альгирдасу СТУМБРАСУ, чтобы узнать его мнение по тем же вопросам современной энергетической стратегии Литвы и Прибалтики в целом. Оказалось, что мнение патриарха литовской энергетики весьма созвучно позиции запрещённого российского эксперта.
- Господин Стумбрас, в ноябре правительство Литвы приняло решение придать проекту газопровода между Литвой и Польшей стратегический статус. Две страны к 2019 году планируют построить газопровод протяжённостью 534 км между польским городом Рембельщин и литовским Янюнай. По предварительным данным, стоимость проекта составит 500 млн. евро. Как Вы оцениваете эту идею?
- Знаете, в одной квартире опасно жить – вдруг пожар или другое несчастье? Для этого ты покупаешь вторую квартиру и в случае чего переезжаешь туда. Содержать два дома гораздо сложнее, но если мы столь богаты, кошелёк позволяет, то почему бы и нет?
Поэтому новый проект Литвы я оцениваю просто – если страна в состоянии оплатить его, то пожалуйста, ведь он увеличивает безопасность поставок газа. Хотя, на мой взгляд, Литве стоило бы начать не со строительства СПГ-терминала, а с общего газопровода с Польшей.
Терминал надо загружать, и работать в экономическом плане он будет лишь при обороте 10 млн. куб. метров и больше. При меньших объёмах затраты на его эксплуатацию не будут окупаться. У Литвы есть большая беда – мы не можем договориться ни с одними из наших соседей. Поэтому проблемы приходится решать самостоятельно. А это гораздо сложнее.
Партнёры сейчас спрашивают у нас, сколько газа Литва собирается прокачивать через газопровод с Польшей? А мы и не знаем сколько. Так что же получается – в газопровод инвестируем, а продаж потом и не будет, всё в резерв? А соседи, в отличие от нас, не столь богаты, чтобы покупать газ в резерв. Поэтому, думаю, раз мы собираемся вкладывать деньги в газопровод, то они априори должны окупаться. Именно по этим причинам необходимо подписать контракт о покупке газа.
Сейчас мы всё понастроим, а потом выяснится, что Литве всего-то требовался 1 млрд. куб. метров газа. Стране следует всё-таки определиться, в каком направлении будет развиваться сфера энергетики. Мы до сих пор не знаем, в какой энергетической системе будем работать. Если хотим присоединиться, например, к Прибалтийской, отключившись от России, то необходимо развивать в этом регионе данную сферу. Сейчас здесь ничего не происходит, мы даже не дискутируем об этом с соседями.
- В 2015 г. истекает договор Литвы с «Газпромом». Продлит ли страна соглашение о поставках газа? А если нет, то какая же альтернатива? Насколько поднимутся цены и не грозит ли всё катастрофой?
- Дешевле, чем Россия, нам никто ничего не продаст. И совершенно понятно, что договор необходимо продлить. За 40 лет Холодной войны россияне ни разу не прервали поставки газа для Запада. Хотя мир стоял на пороге атомной войны, происходили иные неприятности, но газ всегда поступал без перебоев. Всё просто – ты платишь и получаешь. Поэтому пока будем оплачивать, поставки должны быть.
- Пока единственным экспортёром продукции для терминала в Клайпеде является Норвегия. Цены вслух не озвучиваются, однако эксперты уверены, что в конечном итоге литовский газ будет дороже российского - может быть, даже в разы. Спрашивается – зачем ж тогда строили? И главное – кто будет покупать этот газ?
- Газ уже сейчас продаётся насильственным путем, в первую очередь, государственным предприятиям.
Здесь как дважды два ясно, что продукция СПГ-терминала всегда дороже, чем газ, поступающий через трубы. И само собой, что российский газ будет дешевле сжиженного.
Ведь что такое СПГ? Необходима энергия для превращения природного газа в сжиженный, плюс транспортировка, которая в любом случае дороже трубопроводов. Поэтому СПГ точно не может быть дешевле. Единственный случай, когда эта продукция была дешевле, был в 2008 г. Во время кризиса резко упало потребление газа. Люди в первую очередь отказались от СПГ. А ведь производителям всё равно требовалось реализовывать свою продукцию. Цены на тот момент были достаточно невысокими. Недавно выяснилось, что Япония покупает СПГ за 480 долларов. А мы сейчас приобретаем газ по цене 380 долларов. Не думаю, что норвежцы будут продавать нам дешевле.
Именно по этой причине политика нашего правительства мне кажется странной. Как можно скрывать столь очевидные вещи? Всем уже ясно, что терминал не осчастливит Литву более дешёвым газом, а лишь позволит накопить резерв. Так давайте уже скажем, за сколько мы покупаем газ у норвежцев.
Ведь всё равно это рано или поздно выяснится. Что за цирк, почему люди, которые работают в парламентском комитете по вопросам энергетики, и то этого не знают?
Редакция портала RuBaltic.Ru искренне надеется на благоразумие латвийских властей и спецслужб, которые всё же не внесут г-на Стумбраса в результате данного интервью в список персон нон грата по аналогии с К.Симоновым, высказывавшим схожее мнение относительно энергетической стратегии стран Балтии.