Потрёпанные войной санкций Прибалтийские страны ищут вход на российский рынок, минуя Москву. Литовские и латвийские политики пытаются говорить с субъектами Российской Федерации напрямую, предлагая свои посреднические услуги для экспорта в ЕС. Экономика – отдельно, политика – отдельно, объясняют прибалты необходимость сотрудничества. Тщетно. Кремль вполне доходчиво обозначил свою стратегию в отношении Прибалтийских стран: недружественные режимы больше не получат спасательный круг от России. Следовать этой стратегии должны и регионы.
Россия по-прежнему остаётся главным экспортным партнёром Литвы. Украинский кризис, война санкций, маневры НАТО, антироссийская истерия официального Вильнюса – внешнеполитическое напряжение, без всяких сомнений, ослабило торгово-экономические связи двух государств. Но оказалось, что по другим направлениям литовский экспорт просел ещё сильнее. «Я говорил, что в 2016 году Россия не будет главным торговым партнёром Литвы, но это до сих пор не так. Так произошло потому, что сокращался экспорт и на другие рынки. Экспорт сокращался на многие рынки потому, что снижались экспортные цены на нефтепродукты, на продукты питания, дешевели удобрения, и сложилась ситуация, в которой спад экспорта в Россию не был таким большим, как на другие рынки», – сообщил экономист банка SEB Гитанас Науседа.
В прошлом году падение литовского экспорта составило 5,7%. По результатам этого года банк SEB ожидает
Большинство товаров, идущих из Литвы в Россию, – реэкспорт, который не подпадает под санкции.
Сокращение продаж «недемократическим» соседям продукции собственного производства удивительным образом не нанесло «путинскому режиму» ощутимого вреда, а вот литовскую экономику изрядно поколебало. В июле премьер Альгирдас Буткявичюс рассказывал, что Еврокомиссия и лично её председатель Жан-Клод Юнкер признали прибалтийскую республику наиболее пострадавшей от войны санкций среди всех 27 стран ЕС.
Долгое время литовские чиновники пытались убеждать население и производителей, что лоббируемые официальным Вильнюсом антироссийские меры никак не отразятся на экономике. Осознание, что правды в таких речах – ни на ломаный евроцент, пришло достаточно быстро. Не переживайте, найдём вам новые рынки, успокаивали прибалтийские политики своих крестьян прянично-сладостными сказками, но литовский скиландис почему-то так и не появился на прилавках китайских и чилийских магазинов. Оказалось, что прибалтийские сельхозтовары ценились только в России.
Аграрии и бизнесмены других отраслей, поставленные перед угрозой банкротства, давят на власти предержащие.
Самые бескомпромиссные сторонники введения и постоянного ужесточения антироссийских санкций начинают искать лазейки и форточки на рынок большого соседа. Литовские дипломаты пытаются укрепить деловое сотрудничество с регионами России в обход Москвы. Так, Вильнюс предлагает губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву стать посредником для экспорта в ЕС. «Мы можем стать посредниками для нижегородской продукции в Европе, поскольку наши компании имеют необходимые сертификаты и договоры. Так, "Камаз" собирается в Литве и продаётся в страны ЕС. Об этом мы говорили с руководителями "ГАЗ", они заинтересовались, что, возможно, какие-то детали также можно было бы производить у нас», – занимался рекламой на встрече с Шанцевым посол Литвы в России Ремигиюс Мотузас. Подобные услуги Мотузас предлагал и во время разговора с мэром Нижнего Новгорода Иваном Карнилиным. «Когда рассматриваешь взаимоотношения между государствами, прежде всего стоит уделять внимание экономическим связям, потому что с экономики начинается вся социальная жизнь. Литовская Республика сейчас занимает 27 место среди всех стран–партнёров Нижегородской области в экономической сфере – это хороший результат», – говорил Мотузас.
На российские регионы положили глаз не только литовцы, но и их соседи-латыши. Министерство экономики Латвии направило приглашение президенту Татарстана Рустаму Минниханову. В начале октября Минниханов вместе с делегацией предпринимателей прибыл с визитом в Ригу. Татарский гость обсудил с латвийским премьером вопросы в области транспорта и логистики, с мэром Риги – возможности партнёрства в сфере портов и грузоперевозок, договорился укреплять сотрудничество в сферах предпринимательской деятельности, туризма и культуры с президентом. Правда, больших результатов от визита Минниханова латвийской стороне ждать не стоит. Приезд президента Татарстана носил «разведывательный» характер.
Дипломатические протокольные намерения – это одно, реальные торговые договоры – несколько иное.
Прибалты, напуганные уходом российского транзита и ослабленные продовольственно-санкционной войной, решают достать из пыльного шкафа старую лохматую идею «моста между Россией и Западом». Продать эту идею политики стран Балтии пытаются отдельным субъектам Российской Федерации напрямую. Собственным ястребам и региональным российским элитам необходимость такого торгового сотрудничества прибалты объясняют лицемерной формулой «экономика – отдельно, политика – отдельно». И вот уже провластная латышская газета Latvijas avīze, комментируя визит Минниханова в Ригу, называет Татарстан как бы и не совсем Россией. «Его (Татарстана – прим. RuBaltic.Ru) имидж напрямую не связывается с агрессивной внешней политикой Кремля», – пишет издание, делая акцент на широкой автономии республики.
Вот только, пытаясь выстраивать отношения с российскими субъектами в обход Москвы, политики стран Балтии просчитались. Отношения с Россией – не пластинка, которую можно отмотать назад, предупреждали же. Есть политический флирт, а есть стратегия. Поставив перед крупнейшими перевозчиками задачу до 2020 года забрать все российские грузы из портов Прибалтики, Кремль эту стратегию ясно обозначил: недружественные прибалтийские режимы больше не получат от России спасательный круг.