О сельском хозяйстве в ДНР всё чаще говорят как об одном из основных локомотивов экономического развития региона. Сегодня здесь наблюдается расширение обрабатываемых земель, увеличивается посевная площадь, объемы производства муки и зерновых культур позволяют отправлять их на экспорт. А самое главное, меняется само отношение к отрасли, которая до войны в Донбассе особо не интересовала ни политиков, ни инвесторов. Пока еще рано говорить, что из промышленного региона Донбасс превращается в аграрный (без негативного подтекста), но эту тенденцию трудно не заметить. Аналитический портал RuBaltic.Ru попытался разобраться, в каком положении оказались сельхозпроизводители ДНР, с какими проблемами столкнулись и чего им стоит ждать в ближайшее время.
По букве закона
Первые нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере сельского хозяйства, были приняты в ДНР сравнительно поздно. Речь идет о двух документах: законе «О фермерском хозяйстве» и законе «О личном крестьянском хозяйстве», которые вступили в силу два года назад. Таким образом, парламентарии ДНР утвердили два различных типа хозяйствования.
В отличие от фермерского, личное крестьянское хозяйство (аналог личного подсобного в РФ) является непредпринимательской формой деятельности — для его ведения не требуется регистрировать юридическое лицо. Размеры земельных участков при этом не должны превышать два гектара. В законе прописано, что физические лица могут реализовывать излишки своей сельскохозяйственной деятельности и при этом не облагаются налогом. Иностранные граждане и лица без гражданства могут вести личное крестьянское хозяйство только на условиях аренды земли.
Отдельная статья определяет формы государственной поддержки ЛКХ: государство способствует созданию сельскохозяйственных кооперативов, предоставляет им материально-технические ресурсы, ежегодно проводит бесплатный осмотр скота, организует его ветеринарное обслуживание, содействует профессиональной подготовке членов личных крестьянских хозяйств (ЛКХ).
Повышенное внимание государства к деятельности ЛКХ неслучайно. В нынешних условиях развитию крупных фермерских хозяйств препятствует большое количество нерешенных, а подчас и неразрешимых проблем.
«Ни для кого не секрет, что существующий продуктовый дефицит в республике связан с блокадой, организованной украинской стороной, — комментирует ситуацию депутат Народного совета ДНР Юрий Леонов. — Основные республиканские поставщики молочной и мясной продукции не в состоянии удовлетворить потребности населения на 100%, поэтому эту нишу должны заполнить малые предприятия и личные крестьянские хозяйства».
Принципы налогообложения сельскохозяйственных производителей изложены в законе «О налоговой системе». В республике действует специальный налоговый режим для сельхозпроизводителей. От уплаты сельскохозяйственного налога, согласно последней редакции закона, освобождены владельцы земельных участков до 1 гектара. Плательщики, в свою очередь, освобождены от уплаты других видов сборов: для них остается только налог на прибыль (20%) и сам сельскохозяйственный налог (от 1% до 3% от валового дохода в зависимости от вида деятельности). Половина суммы из налога на прибыль отправляется в бюджет республики, а другая половина — на специальный счет предприятия. Использовать эти средства предприниматель может только для развития производства.
Нерешенные проблемы
В сфере сельского хозяйства ДНР по-прежнему наблюдается большое количество нерешенных проблем. Наиболее острым остается вопрос взаимодействия сельхозпроизводителей с представителями Министерства доходов и сборов ДНР. Было бы странно утверждать, что налоговая система республики установила режим максимального благоприятствования аграриям. Незначительные размеры налоговых сборов с лихвой «компенсируются» введением строжайшего режима отчетности.
Субъекты хозяйствования сегодня обременены бумажной волокитой, с которой многие из них раньше не сталкивались. На составление большого количества отчетов землевладельцы вынуждены тратить свое время и средства. К тому же для прохождения многих «бумажных» процедур фермеру необходимо ездить в районный центр или столицу ДНР.
«Сложность состоит в количестве отчетов, в самих отчетах, — говорила по этому поводу депутат Народного совета ДНР Екатерина Губарева. — Такой пример: мне нужно вспахать поле, мне нужен для этого трактор, его заправить топливом и это всё провести по бухгалтерии с договорами. Я — маленький фермер, мне нужно обработать только свой пай, я должна иметь договор с транспортной компанией на поставку этого топлива, я должна иметь договор с трактористом, написать ему выезд на поле, чтобы потом дизтопливо в расходы поставить… Вот эту всю бухгалтерию в принципе невозможно собрать».
Губарева отмечает, что любая неточность в отчетах чревата серьезными санкциями со стороны Министерства доходов и сборов и в сложившихся условиях люди просто отказываются заниматься сельским хозяйством. Наши источники подтверждают, что проблема отчетности для аграриев ДНР имеет принципиальную важность.
С 2016 года ее активно поднимали в ходе личных приемов граждан в городах республики, которые проводили представители различных ведомств. Обсуждение нередко проходило на повышенных тонах. По вопросу смягчения режима отчетности Министерство агропромышленной политики и продовольствия солидаризовалось с сельхозпроизводителями, но не нашло взаимопонимания с Министерством доходов и сборов.
Очевидно, жесткая политика Миндоха преследует цель решить еще одну важную проблему в сфере сельского хозяйства — вывести из «тени» весь земельный фонд республики. Нередко аграрии, обрабатывая поля, уклоняются от уплаты налогов и используют труд наемных рабочих без официального оформления. Власти рапортовали, что по итогам 2016 года около 6 600 гектаров земли официально вышли из «тени», но проблема по-прежнему остается актуальной.
Другая сторона медали — бесхозные земельные участки. По объективным причинам многие предприниматели оставили свои наделы. «Такое положение приводит к природному дисбалансу, — считает депутат Народного совета ДНР от фракции “Свободный Донбасс” Юрий Леонов. — Это означает, что, если на одном поле будет расти сорная трава, а рядом с таким участком будут заниматься добросовестные собственники, это повлечет заражение соседних полей. Я думаю, все агрономы знают, что если земельный участок или поле не обрабатывать в течение всего одного года, то для того, чтобы восстановить на нём работу, потребуется не менее 2–3 лет при условии вложения в него как людских ресурсов, так и материальных ресурсов».
В идеале, по словам Леонова, необходимо добиться того, чтобы вся задействованная в сельском хозяйстве земля (около 700 тысяч гектаров) была обработана. Но сможет ли республика найти для этого необходимое количество кадров и материальных ресурсов? В краткосрочной перспективе — едва ли. Сегодня государство не в состоянии в полной мере осуществлять финансирование отрасли: в ДНР пока что отсутствуют программы кредитования сельхозпроизводителей, сельскохозяйственная техника в основном сильно изношена. Разумеется, развитию агропромышленного комплекса это не способствует.
Есть ли потенциал?
В конце 2017 года глава ДНР Александр Захарченко сделал ряд оптимистичных заявлений. Судя по его словам, несколько принципиальных проблем в сфере сельского хозяйства должны быть решены в ближайшее время. Во-первых, в 2018 году будет пересмотрена налоговая политика по отношению к агропромышленной отрасли: речь идет о смягчении действующего режима отчетности, которым возмущаются фермеры. Во-вторых, в республике разработан ряд программ кредитования сельского хозяйства. В-третьих, государство начинает обеспечивать себя комбайнами собственного производства.
Удастся ли создать оптимальную систему налогообложения и реализовать проекты, о которых вскользь упомянул глава ДНР, покажет время. Но сегодня есть все основания полагать, что положение сельского хозяйства республики в ближайшие годы будет небезнадежным. Развитие отрасли напрямую связано не только с обеспечением продовольственной безопасности государства, но и со снятием социальной напряженности в обществе. Агропромышленный комплекс видится единственной отраслью, которая в условиях упадка тяжелой промышленности может обеспечить работой большое количество людей.
Сегодня в России доля валовой продукции, производимой личными крестьянскими хозяйствами, составляет около 60%. Для ДНР эта цифра должна быть как минимум не меньше. Главный тренд развития сельского хозяйства республики — упор на малые предприятия и частную инициативу, которую всеми способами должно стимулировать государство. Однако пока власти ДНР преследуют собственные цели и не позволяют аграриям получать вожделенные сверхприбыли. От того, удастся ли властям и фермерам выработать взаимовыгодные формы сотрудничества, главным образом и будет зависеть развитие отрасли.