В новенький польский СПГ-терминал, расположенный в Свиноуйсьце, прибыл первый танкер с американским сжиженным газом, предназначенным для Украины. Украинские власти поспешили бросать в воздух чепчики по поводу этого «исторического события», но, когда пригляделись пристальнее, оказалось, что особо радоваться этому мыльному газовому пузырю нечего. «Энергетической независимости» американский СПГ не несет и заменой «Газпрому» не станет.
Во-первых, газотранспортная система Польши не в состоянии перекачивать в Украину необходимые ей объемы. Во-вторых, это топливо гораздо дороже даже «реверсного европейского». Так каковы перспективы подобной газовой американо-польской «помощи»?
На недавнем нормандском саммите в Париже Владимир Путин, отвечая на вопрос о перспективе заключения нового газового контракта, иронично ответил: «А у нас в квартире газ, а у вас? И у вас будет. Но может быть гораздо дешевле — на 25%, если мы договоримся о совместной честной работе».
Но и в Париже «Газпром» и «Нафтогаз» не смогли договориться, лишь согласились дальше вести переговоры. А до 31 декабря — окончания срока действия действующего контракта — времени все меньше… Если же переговоры по транзиту перекинутся и на 2020, то от этого в первую очередь пострадает Европа.
Такая помощь имеет скорее символическое значение, как энергетический аналог известного Святого благовествования от Иоанна.
«Я послал вас, чтобы вы жали то, над чем не трудились сами. Другие трудились, а вы собрали плоды их трудов, — комментирует эксперт Юлия ПИЛЕЦКАЯ. — И объем не тот, чтоб создать нашей энергетике необходимый запас прочности даже к зиме, и способа доставить этот объем на Украину тоже пока не нашли».
Поэтому более вероятным выглядит сценарий, при котором президент Владимир Зеленский все же «соберет плоды трудов» своего политического оппонента Виктора Медведчука в газовой сфере. А «плоды его трудов» в данном вопросе — это достигнутая еще в марте 2019-го договоренность с РФ о прямых закупках газа и скидке в 25%.
Москва подтверждает согласие на такие условия: Владимир Путин лично заявил, что все договоренности, достигнутые в формате Медведев — Медведчук — Миллер на встречах в марте и июле нынешнего года, полностью в силе. «Россия согласна на "формулу Медведчука", — подтвердил президент РФ. — Да и согласие Зеленского юридически оформить договоренности Медведчука тоже понятно: президент ищет возможности удержать высокий рейтинг доверия граждан, обеспечив снижение коммунальных тарифов в отопительный сезон, а "формула Медведчука" дает понятное решение, как с помощью прямых закупок газа и 25% скидки можно будет снизить цену за кубометр с нынешних 7 000 до 3 800–4 000 гривен за куб».
«Поставка небольшой партии американского СПГ через польский терминал — это акция не экономическая и даже не политическая, это чистый агитпроп в духе "Советская малина врагу сказала нет!", — утверждает аналитик Александр МОРДКОВИЧ. — Дело даже не в цене газа, которая является коммерческой тайной, а все варианты, публикуемые в СМИ, не более чем досужие домыслы. Хотя, безусловно, она существенно выше трубопроводного, особенно если сравнивать с реальной ценой, а не с так называемым реверсом, куда включены тысяча ненужных километров транспортировки и интересы посредников, а может, и не только их.
Дело в том, что с одной стороны, технические проблемы поставки сколько-нибудь значительных объемов газа из Польши в Украину не решены (сейчас теоретически транзит может составить полмиллиарда кубометров), а с другой — российский СПГ уверенно выигрывает у американского в Европе.
Для США рынок ЕС невыгоден из-за относительно низких цен и большого плеча доставки: всего 10–12% их экспорта приходится на Европу. Для российских производств на севере терминалы Северной Европы, напротив, идеальны. Безусловно, после пуска второго Северного и Турецкого потоков Украина сможет продолжать делать вид, что закупает газ не у России, даже в случае остановки транзита. Или закупать российский СПГ через терминалы в Польше и Литве (а там он уже замещает американский). Остаются без ответа вопросы: зачем и сколько это будет стоить?»
«Понятно, что доставлять американский сжиженный газ через Польшу невыгодно, — уверен президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. — Нужно строить свой газовый терминал, чтобы СПГ из США заходил сразу в Одессу и оттуда уже поступал в Украину. Как вариант, можно не строить свой терминал, а взять в аренду плавучий, это даже будет проще и дешевле.
В любом случае, Украине необходимо создавать систему для приема сжиженного газа. Сейчас в мире спрос на природный газ падает и цены на СПГ более интересные, чем на трубопроводный газ. И самое интересное, что Украина может закупать сжиженный газ не только в США, но и в России.
Сейчас российский СПГ — один из самых продаваемых в мире. Всегда хорошо, когда есть выбор и конкуренция».
Энергетический эксперт Дмитрий МАРУНИЧ предлагает просто посмотреть на числа:
«Во-первых, польский терминал СПГ в Свиноуйсьце имеет весьма ограниченную пропускную способность — всего 5 млрд кубометров газа. И еще: чисто технически Польша может перекачать на Украину не более 2 млрд, Украина же потребляет в год 32 млрд, из них 12 нам необходимо импортировать. Так что этот СПГ не только дорогой, его еще и попросту недостаточно.
Поляки делают страшную коммерческую тайну из цены, по которой нам продают американский газ. Могу лишь сказать, что она примерно на 30% выше цены, по которой европейцы покупают "голубое топливо" из других источников.
Так что американский СПГ пока неконкурентоспособен в Европе».
Но все же примерную стоимость польско-американского газа для Украины некоторые эксперты называют — это минимум 250 долларов за тыс. кубометров. Для сравнения: в ноябре Киев закупал «реверсный» газ за 199 с половиной долларов, «Газпром» же предлагает за 180 долларов. Как говорится, почувствуйте разницу.
И упертое нежелание покупать топливо напрямую у России вызвано не только придуманной Петром Порошенко «политической целесообразностью»: у «агрессора» покупать газ нельзя (однако нефтепродукты покупаются), но можно продавать ему кондитерские изделия.
Здесь надо иметь в виду и материальный интерес руководства «Нафтогаза», имеющего немалые проценты во всех этих мутных схемах с покупкой российского газа через посредников.
«Есть такой формат, как замещение поставок, — уточняет экономист Алексей КУЩ. — Например, СПГ заходит во Францию или Германию, а российский газ через европейских трейдеров — на Украину. При этом считается, что Франция купила газ в РФ, а Украина — в США. Главное здесь — цена ресурса.
СПГ в основном спотовый товар, он используется для покрытия скачков в потреблении, поэтому и стоит дороже, чем трубопроводный газ. Выстраивать на нем свои энергетические балансы могут либо страны без существенной промышленности, либо страны с теплым климатом.
Для Украины СПГ — это элемент диверсификации разовых рисков, но не основной ресурс. Но это по логике, когда правительство заботится о промышленности и населении. У нас же чиновники могут впарить сверхдорогой газ промышленности и населению под лозунгом "Это рынок, и пускай платят"».