Положение литовских фермеров в условиях санкционной войны с Россией становится все более плачевным. Аграрии жалуются на низкие закупочные цены своей продукции и удешевление сельскохозяйственных земель, Европа отказывается компенсировать им потери от засухи, а президент Гитанас Науседа хочет лишить их льгот, чтобы изыскать средства на повышение пенсий. В России тем временем аграрный сектор за пять санкционных лет продемонстрировал большие успехи. Так кого наказала Литва, поддерживая антироссийские санкции, кроме своих же крестьян?
«Земля дешевеет, — утверждает глава Литовской ассоциации зерноводов Аушрис Мацияускас. — Несколько лет подряд фермеры сталкиваются с трудностями, их доходы уменьшаются, цены на сельхозпродукцию низкие, финансовое положение хозяйств не самое хорошее. Банки, возможно, ощущают кризис, поэтому не дают кредиты. Денег становится меньше, возможностей купить землю тоже, а предложение растет».
Примерно такую же безрадостную картину рисует и председатель Литовского союза фермеров Йонас Талмантас.
По его словам, цены на землю существенно «просели», продукция тоже упала в цене. Единственное, что растет, — налоги.
Кажется, против литовских фермеров ополчилась даже природа. В последние годы их терзает то засуха, то обильные ливни. Этим летом погода тоже капризничала: сильная жара в очередной раз нанесла аграриям серьезные убытки. И в очередной раз компенсировать их не торопятся ни национальное правительство, ни Евросоюз.
У Брюсселя, мягко говоря, другие планы.
С 2021 года Прибалтийским республикам должны урезать дотации из еврофондов, а это в первую очередь отразится на развитии сельского хозяйства.
Неслучайно Гитанас Науседа на встрече с новым председателем ЕК Урсулой фонд дер Ляйен в сентябре просил «пощадить» бедных литовских фермеров.
«Финансирование политики сплочения, сельского хозяйства, инфраструктурных проектов, развитие инноваций, энергетической безопасности являются приоритетными вопросами для Литвы. Учитывая первоначальное предложение комиссии о значительном сокращении выделяемых Литве средств в рамках политики сплочения и сельского хозяйства, я предложил новому председателю пересмотреть наши аргументы и, соответственно, первоначальную позицию комиссии», — заявил Науседа.
У бывшего главы Минсельхоза Гедрюса Сурплиса был свой рецепт сохранения дотаций. Он почему-то считал, что Литве нужно больше внимания уделять экологии. «Земледельцы должны понимать необходимость сокращения загрязняющих выбросов и быть готовы создать стабильные хозяйства более высокого качества. С таким посланием мы должны прийти в октябре на переговоры по бюджету ЕС», — говорил Сурплис.
Предложение довольно странное, если учесть, что Брюссель подобных требований не выдвигает. Он в принципе ничего не требует.
Урезание финансирования Литве, Латвии и Эстонии в новом семилетнем цикле рассматривается как безальтернативный сценарий.
Только сами прибалты никак не могут с этим смириться. Позиция литовского истеблишмента хорошо известна: дотации странам Балтии нужно не просто сохранить, но и увеличить!
Министры сельского хозяйства Литвы, Латвии, Эстонии и Польши решили добиваться этого совместно. В прошлом месяце они даже подписали декларацию, призывающую уравнять прямые выплаты всем фермерам Евросоюза.
«Как могут наши фермеры конкурировать, если они должны соответствовать тем же требованиям, что и те, кто получает в три раза большие выплаты?», — возмущается литовский министр сельского хозяйства Андрюс Палёнис. А ведь есть простое объяснение: его фермеры ни с кем в Европе конкурировать не должны.
В последнее время до руководства республики, кажется, начало доходить, что неспроста аграрии некоторых стран находятся в привилегированном положении. И потеснить их вряд ли получится. Следовательно, литовцам нужно самостоятельно бороться за новые рынки.
Работа в этом направлении ведется. К примеру, Вильнюс пытается наладить экспорт зерновых в Китай. Летом Минсельхоз обнародовал список предприятий, которым разрешено поставлять пшеницу на китайский рынок. Аграрный вопрос обсуждался и в ходе «исторической» встречи Науседы с вице-президентом Индии Венкая Найду: стороны подписали соглашение о более тесном сотрудничестве по линии министерств сельского хозяйства.
Но дальше деклараций дело пока не идет. Понятно, почему: за новые рынки (в частности, азиатские) нужно еще побороться. В том числе с Россией, которая стремительно наращивает экспорт сельхозпродукции. Или даже с братской Украиной. Одним из крупнейших покупателей украинской пшеницы, к примеру, в последние годы стала та же Индия.
Неудивительно, что в этой ситуации некоторые фермеры предпочитают побыстрее избавиться от своего бизнеса.
Например, из-за низких закупочных цен на молоко литовцы продают коров в соседнюю Польшу. Молочных ферм в стране становится все меньше — прибыль не покрывает эксплуатационные расходы, инвестиции не окупаются, у правительства нет четкой стратегии развития этой отрасли.
Наконец, сам президент Науседа недавно преподнес аграриям неприятный сюрприз. Чтобы побыстрее построить «государство всеобщего благоденствия», он вознамерился ликвидировать компенсации фермерам за дизельное топливо. Сэкономленные средства позволят провести ускоренную индексацию пенсий. Но сельхозпроизводителям от этого легче жить не станет.
Как ни крути, а «всеобщего благоденствия» не получается. Чтобы отдать деньги пенсионерам, нужно их у кого-то забрать. Непонятно только, почему Науседа предлагает затянуть пояса именно фермерам. Они-то уж точно с жиру не бесятся.
Возможно, президент руководствуется пословицей «сгорел сарай — гори и хата»? Складывается впечатление, что литовского сельхозпроизводителя проще добить, чем поставить на ноги…
По иронии судьбы, в аграрном секторе России, которая должна была загнуться под давлением европейских санкций, картина совершенно иная. С 2014 года сельское хозяйство здесь развивается семимильными шагами. Посевные площади достигли рекордных величин, объем отечественной продукции на прилавках российских магазинов достиг 80%. Импорт продовольствия за пять лет сократился на треть, а экспорт вырос более чем на 50%.
Агропромышленному комплексу России санкционное противостояние с Западом однозначно пошло на пользу. А что извлекли из него литовские фермеры?Если власти прибалтийской республики и хотели кого-то наказать, то в очередной раз наказали собственных граждан.