России не обязательно заключать новый транзитный контракт с Украиной, чтобы обеспечить бесперебойные поставки газа в Европу в 2020 году. Источник информагентства ТАСС в европейском энергетическом секторе сообщает, что Киев взял на себя обязательства имплементировать нормы ЕС. Это значит, что даже если переговоры между «Газпромом» и «Нафтогазом» сорвутся, оператор украинской ГТС обязан будет выставлять на аукцион свои транзитные мощности. А единственным участником и победителем торгов будет все та же российская компания.
Описанный сценарий, по словам источника ТАСС, лоббирует именно Брюссель. Интерес европейцев здесь понятен — даже накопив рекордные запасы «голубого топлива» в своих подземных хранилищах, они не желают остаться без российского газа в разгар отопительного сезона.
Недоумение вызывает только тот факт, что буквально пару дней назад Евросоюз собственноручно лишил «Газпром» доступа к половине мощностей газопровода Opal — сухопутного отвода «Северного потока». Как понять эти странные игры?
«С одной стороны, Европа загоняет Россию на украинскую трубу. С другой — Брюссель понимает, что риски прекращения украинского транзита с января 2020 года все-таки есть, причем довольно высокие, — поясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Когда в прошлый раз европейцы столкнулись с нехваткой газа, то решили провести "технические испытания" первой нитки "Северного потока" — загрузили ее на полную мощность. Это было в марте, как раз в конце отопительного сезона. Запасы в подземных хранилищах на минимуме, а тут еще и морозы ударили. И пока морозы не закончились, они проводили испытания "Северного потока"».
Речь идет о периоде между 2013 и 2016 годами, когда «Газпром» мог загружать Opal только наполовину. С 2016 года ему позволили покупать дополнительные транзитные мощности на аукционах. Российская компания успешно пользовалась этой возможностью, пока суд ЕС не удовлетворил иск польской PGNiG. Теперь Opal снова загружен лишь на 50%.
Евросоюз видит в этом эффективный рычаг давления на «Газпром».
Но если новый транзитный договор между Киевом и Москвой к концу этого года не будет заключен, то выяснится, что европейцы выстрелили себе в ногу.
Украинская ГТС простаивает, «Северный поток» искусственно ограничен, а перекинуть часть транзита на обходные газопроводы не получится. Ни сухопутное продолжение «Северного потока — 2», ни перемычка между Болгарией и Сербией, которая нужна для полной загрузки «Турецкого потока», к 1 января построены не будут.
«И что, опять делать то же самое? — задается вопросом Игорь Юшков. — Сначала перекрыли России доступ к половине мощностей Opal, а потом решили его протестировать? Все же смеяться будут. Может, европейцы понимают, что усугубили свою ситуацию, и поэтому ищут какой-то запасной вариант сохранения украинского транзита».
Один из вариантов решения проблемы — внедрение на Украине системы аукционов. Хотя не факт, что она заработает.
Источник ТАСС сообщает, что Киев как член Европейского энергетического сообщества обязался имплементировать в своем законодательстве европейские энергетические нормы. Но «обещать не значит жениться».
«Сам механизм-то еще не ввели, — напоминает Юшков. — По-прежнему всем заправляет "Нафтогаз" — вертикально интегрированная компания, которая и добывает, и транспортирует, и сбывает газ. Так о чем речь? Ребята, вы сначала хотя бы трубу выделите».
То, о чем говорит эксперт, Украина решила сделать еще в 2015 году. Тогда был принят закон «О рынке природного газа», который ориентировался на требования законодательства ЕС. Он предусматривает проведение так называемого анбандлинга — полного разделения функций поставки, транспортировки и распределения газа. Но выделить из «Нафтогаза» независимого оператора газотранспортной системы не удается до сих пор.
Команда президента Зеленского обещает оперативно закрыть этот вопрос. По словам министра энергетики Украины Алексея Оржеля, модель анбандлинга разработана, и правительство попытается «найти правильное решение» еще до переговоров с «Газпромом», которые запланированы на 19 сентября. Во что это выльется, понять трудно. «У вас уже готовая компания будет 18 сентября? — интересуется Юшков. — С кем на следующий день будет договариваться "Газпром"? С "Нафтогазом" или с новым независимым оператором ГТС?»
Выставлять на торги транзитные мощности украинской трубы, если эта система заработает, будет независимый оператор. Но предварительно ему предстоит пройти через все европейские бюрократические процедуры. До тех пор, пока его не сертифицируют, проводить аукционы он не сможет.
По мнению Юшкова, шансы на то, что бумажная волокита закончится к 1 января 2020 года, невелики.
«Если будет принято твердое решение о сохранении транзита в виде аукционов, это может быть некий внутренний пилотный проект, — предполагает эксперт. — Украина может просто объявить, что выставляет на торги мощности своей ГТС, особо ничего не согласовывая с Евросоюзом. При желании это возможно. Но есть ли желание?»
Вопрос не праздный, учитывая, что любые нововведения в энергетической сфере зачастую встречают на Украине серьезное противодействие. А топ-чиновники «Нафтогаза» в лице Андрея Коболева и Юрия Витренко делают все возможное, чтобы новый транзитный контракт с «Газпромом» не был заключен. Им и их заокеанским кураторам идея аукционов вряд ли придется по душе.
Такая система выгодна скорее «Газпрому».
«Плюс для России в том, что аукционы — это более открытая история, — утверждает Юшков. — На аукционах объявляется, какие мощности выставлены на торги, каковы условия, каковы тарифы и так далее. Все эти вещи находятся в открытом доступе. В случае спора всегда можно увидеть изначальную картину и понять, какая сторона права».
В том случае, если Украина установит слишком высокий ценник, это тоже будет у всех на виду. В том числе и у Европы, которая молчать не станет. Когда Киев подавал в Стокгольмский арбитраж заявку на пересмотр существующих тарифов, ему отвечали, что тарифы и так высоки.
Для Украины вводить подобные вещи целесообразно только с точки зрения имиджа. Серьезной экономической аргументации в этом нет, ведь европейская система аукционов, по словам эксперта, в украинских реалиях совершенно бессмысленна: «Аукцион предполагает наличие нескольких поставщиков, которые конкурируют за право доступа к трубе. Но когда у вас нет и не может быть никакой конкуренции на точке входа, какой смысл проводить торги?
Будет один участник, который получит либо 50% мощности ГТС, если вы еще и нормы Третьего энергопакета имплементируете, либо все 100%. Где же аукцион?»Если недавнее решение суда по газопроводу Opal усиливает переговорные позиции Киева, то стремление Брюсселя подстраховаться системой аукционов — это аргумент для «Газпрома». Зачем Украине саботировать заключение нового контракта, если транзит все равно продолжится? Возможно, на это и рассчитывает Брюссель: обе стороны должны подойти к переговорам сговорчивыми, готовыми идти на компромиссы.