Не будь «безвиза», Киев давно оброс бы трущобами: жители Украины разбегаются из страны
Эксперты прогнозируют, что число украинских гастарбайтеров в Европе в 2020 году резко увеличится. В какие именно страны они поедут за «длинным евро» и почему? Какой процент их вернется на родину, а сколько захочет застолбиться на новом месте? Как эта ситуация скажется на числе вакансий и безработных на самой Украине? Аналитический портал RuBaltic.Ru обсудил этот вопрос с крупнейшими украинскими экспертами.
Эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин приводит статистические данные, которые не внушают оптимизма. Украинская промышленность (декабрь 2019 года к декабрю 2018) упала на 8,5%. В декабре 2019 года на 15% выросло количество безработных.
Сегодня в экономике Украины на 10 закрывающихся рабочих мест создается только 6.
При этом польская государственная инспекция труда для привлечения работников с Украины открыла специальную телефонную консультацию для будущих заробитчан. Желающие получают необходимые сведения на русском языке и задают интересующие их вопросы по условиям работы в Польше.
Вместе с тем эта же госинспекция намерена проверить условия работы и оплаты труда иностранцев на 72 тысячах объектах (в основном это строительные фирмы, фермерские хозяйства и торговые точки). Минимальная зарплата в Польше с 1 января равна 610 евро до вычета налогов (к концу 2020-го ее планируется повысить до 700 евро).
Кроме того, в качестве бонусов — бесплатные жилье, питание, обучение польскому языку. Официально трудоустроенные не могут получать меньше указанной суммы. Но ведь многие работают нелегально, поэтому единственной их гарантией является порядочность работодателя.
В Польшу дорога для украинских безработных давно и хорошо проторена: ежедневно только из двух киевских аэропортов вылетает до 10 рейсов в 7 польских городов, не говоря уже о поездах и многочисленных автобусах.
По разным оценкам, в соседней стране трудится примерно 3 миллиона граждан Незалежной. Немногим больше украинцев в России, где им проще в плане обустройства, общения и возможности остаться навсегда. Но Европа желаннее для тех, кто хочет быстро и хорошо заработать. Тем более что вскоре к Польше, Венгрии, Чехии и Словакии прибавится еще одна страна, зазывающая умные головы и умелые руки.
В Германии 2 марта 2020 года вступит в силу новый закон, который позволит трудоустроиться многим желающим из стран вне Евросоюза. Канцлер ФРГ Ангела Меркель даже записала специальное видеообращение-приглашение.
Что же случилось в самой успешной стране Европы? Оказывается, германские фирмы испытывают огромный дефицит рабочих и специалистов. Поэтому канцлер искала и нашла 3 варианта пополнения трудовых ресурсов: 1) повышение квалификации своих граждан; 2) переманивание людей из других стран ЕС (сейчас их в Германии уже 2,5 млн); 3) «зеленый свет» работникам из-за пределов Евросоюза.
По первому пункту все ясно: аборигенам привилегии, чтобы они заняли наиболее высокооплачиваемые места.
Что касается второго, то тут немцы начали переманивать поляков, нынче трудоустроенных в Великобритании.
«Мы предлагаем более высокие зарплаты, социальные гарантии и удобный режим работы. Кроме того, у нас погода лучше, а еда вкуснее, да и до Польши ближе! Вдобавок вы снова будете в надежном Евросоюзе», соблазняет полек-медсестер клиника Дюссельдорфа.
А третий пункт, вероятно, больше всего заинтересует жителей Украины. Кстати, недавний соцопрос показал, что 43% украинцев, ищущих «длинный евро», хотели бы его зарабатывать именно в Германии.
На этот спрос немедленно отреагировали сайты по трудоустройству, которые наперебой предлагают сотни вакансий в ФРГ, притом весьма привлекательных для неискушенных украинцев.
Например, в Гамбург требуются водители обоих полов до 48 лет: им за 40–50 часов работы в неделю предлагают 1300 евро чистыми и бесплатное жилье.
Если не нравится город — рекордсмен по количеству мостов, можно поехать прямо в столицу: берлинский завод по утилизации бытовой техники набирает работников до 35 лет на 40-часовую рабочую неделю с оплатой 1080 евро, бесплатным жильем и оплатой проезда до работы.
Строителей всех профессий ждут в Бремене — за недельный объем работы в 40–50 часов там можно заработать до 2250 евро (аренда жилья нулевая, только около 150 евро набежит за коммунальные услуги). Еще больше — от 3300 до 5000 евро — предлагают медикам и программистам.
Очень ждут украинцев и в Литве — в 2020-м список специальностей, на которые легально могут претендовать иностранцы, расширен до 68. В основном это строительные профессии, дальнобойщики, швеи и другие.
Заробитчане в Прибалтику едут охотно: не так далеко от родины, можно почти везде общаться по-русски, да и платят по украинским меркам немало — от 600 до 1500 евро.
В Литве и Эстонии украинцы сейчас составляют самую многочисленную общину иностранцев. По этому поводу в Таллине уже шутят о том, как скоро украинский или русский будет необходимо объявлять официальным языком. Но в Литве, как и в Польше, гастарбайтеры нередко нарываются на «кидал» (чаще всего на стройках) — могут не заплатить после окончания месяца по надуманной причине: «не прошел испытательный срок».
Можно уехать и подальше — в Канаду, где проживает немалая украинская диаспора. Но есть нюанс: туда приглашают не гастарбайтеров, а миллион эмигрантов. Строителям обещают до 2500 евро, медсестрам — 4800, докторам — более 10 000.
Однако следует учесть, что украинские дипломы в Канаде не признаются, необходимо переучиваться и заново подтверждать свои знания и квалификацию. Кроме того, надо знать английский или французский язык в совершенстве.
Потенциальные иммигранты проходят тщательный отбор (языки, навыки, образование, возраст 25–49 лет и так далее).
Президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий ВОСКОБОЙНИК уверен, что личное приглашение Меркель является большим стимулом для тех, кто хочет работать в Германии.
«Люди поняли, что их права будут под защитой федерального правительства, так что на этот призыв откликнутся многие. В первую очередь заробитчане, сейчас находящиеся в Польше, — им уже не надо объяснять нюансы работы в ЕС, да и Германия совсем рядом. Дальше потянутся и другие жители нашей страны, пока что не решающиеся выехать на заработки. Вероятно, "клюнет" и часть украинцев, ныне трудящихся в России. Тем более что в дальнейшем условия трудоустройства в ФРГ станут еще проще: для сохранения высокого уровня жизни в условиях сокращения рождаемости и увеличения числа пенсионеров немцам просто необходим приток иностранной рабочей силы», — разъясняет Воскобойник.
Эксперт также призывает украинцев быть бдительными и не идти на поводу у мошенников, которые уверяют, что для работы в Германии достаточно биометрического паспорта и польской рабочей визы.
«Работать в ФРГ и сейчас, и с марта 2020-го можно лишь по немецкой рабочей визе», — уточняет Воскобойник и приводит пример, как проходимцы собрали с 70 потенциальных украинских трудовых мигрантов по 500 евро и исчезли. Надо помнить: не стоит платить за трудоустройство посредникам, ведь они получают свое вознаграждение от работодателей.
Состояние рынка труда для отдельных стран или регионов является производной от их инвестиционной активности, подчеркивает экономист Александр ГАВРУТЕНКО.
«Отсутствие внутренних инвестиций в реальный сектор экономики или даже сравнительно низкий их уровень по сравнению с соседними, открытыми для трудовой миграции странами всегда будет вызывать отток рабочей силы: это неизбежный, закономерный и справедливый процесс. Поэтому только сопоставляя размеры инвестиций в странах ЕС и Украины, "взвешивая" при этом доступность этих рынков, легкость трудоустройства для украинцев и общих трудовых условий, в том числе и правовых, можно оценить размеры таких перетоков, направление, интенсивность.
Очевидно, что Украина пока остается глубоким аутсайдером по этим показателям и потому обречена быть донором рабочей силы. Именно это заставляет молодую и амбициозную новую властную команду так судорожно выискивать по миру инвестиции и невпопад менять внутреннее трудовое законодательство в пользу работодателя.
К сожалению, я не ожидаю инвестиционного бума в Украине в ближайшее время. Но даже если и удастся привлечь сюда некоторые инвестиции, то для того, чтобы начался процесс возвращения уехавших на заработки украинцев (о чем так мечтает наш сердобольный президент), уровень зарплат должен превышать общеевропейский, а этого достичь будет более чем трудно.
Европейские страны, в отличие от Украины, очень прагматично и целеустремленно ведут учет рабочей силы и оценивают потребности в ней внутренней экономики, что позволяет гибко и эффективно реагировать на соответствующие вызовы и изыскивать возможности для развития.
У нас же отраслевые, региональные балансы, которые были когда-то необходимыми в условиях плановой экономики, сейчас никем не ведутся, процесс подготовки кадров, их распределение пущены на стихийный самотек. Это закономерно вызывает колоссальные диспропорции и общую деградацию рынка труда, а как следствие — потерю рабочей силы и низкую инвестпривлекательность страны.
Порочный круг замкнулся, и разорвать его будет очень и очень непросто, особенно властным профанам в экономике», — пессимистически настроен Гаврутенко.
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил БОГАТЫРЁВ утверждает, что на протяжении последних месяцев появляется все больше информации о том, что украинских мигрантов стали охотно трудоустраивать в Германии.
«Вероятно, в ближайшие годы наиболее квалифицированные рабочие с Украины будут стремиться уехать на заработки именно туда. Также традиционными местами трудоустройства наших заробитчан останутся Польша и Российская Федерация.
Как ни парадоксально, но выезд значительного количества нашего населения в Европу на заработки имеет некоторые положительные последствия. Прежде всего, обездоленные и нищие люди из регионов не концентрируются в столице.
Не будь у нас пресловутого "безвиза", Киев, вполне возможно, уже оброс бы зловонными криминальными трущобами из нескольких миллионов жителей регионов, пребывающих в поиске работы.
В нынешней же ситуации большинство из них уезжает на заработки за границу, и это хорошо.
Следующий плюс — средства, поступающие от трудовых мигрантов (ориентировочно 12 млрд долларов в год). Они многократно превышают объемы внешних финансовых заимствований и позволяют экономике страны более-менее сводить концы с концами.
Разумеется, такая экономическая модель порочна и не имеет будущего. Но, как говорится, имеем то, что имеем.
Если люди оказываются ненужными здесь, пусть лучше едут на заработки, чем занимаются криминалом», — резюмирует Богатырёв.