Ожидания и реальность: как Европейский союз обманул Прибалтику
Александр Носович
Литва опасается, что ей придется за свой счет ликвидировать Игналинскую атомную станцию. При вступлении в ЕС Еврокомиссия вынудила Литву отказаться от Игналинской АЭС, пообещав взамен оплатить все расходы на закрытие атомной станции. Теперь в Брюсселе предлагают перестать оплачивать расходы на закрытие атомной станции и взвалить всё финансовое бремя на Литву. Это не единственное обещание странам Балтии, которое Евросоюз не сдержал: аналитический портал RuBaltic.Ru вспоминает ожидания Прибалтики от членства в ЕС, в которых Литва, Латвия и Эстония были обмануты или сами себя обманывали.
1. Развитие экономики
От вступления в ЕС ожидалось, что страны Прибалтики обретут нового благодетеля — такого же, каким в Советском Союзе была Москва, только еще более богатого. Евросоюз будет давать Прибалтике дешевые кредиты, а также выделять дотации из еврофондов, которые вовсе не понадобится возвращать. Финансовый поток из Брюсселя приведет к резкому ускорению развития экономик Литвы, Латвии и Эстонии, которые в несколько лет преодолеют свое отставание от западноевропейских стран.
В реальности за вступление в Евросоюз Прибалтийским республикам с самого начала пришлось заплатить отказом от целых отраслей национальных экономик.
Литовцы была вынуждены ликвидировать свою атомную энергетику: в Евросоюз их приняли при условии закрытия Игналинской АЭС — Литва, в отличие от других восточноевропейских стран, вступивших в 2004 году в ЕС, свою атомную станцию отстоять не смогла. Латвии в обмен на вступление в ЕС пришлось ликвидировать сахарную отрасль — за членство в Евросоюзе латвийское правительство добровольно отказалось от производства сахара.
«Деньги, которые пришли в Латвию, не пошли в производство. И это стало большой ошибкой. Производство не смогло модернизироваться и не смогло стать более эффективным», — говорил по этому поводу председатель правления компании Laima Роналд Гулбис.
Европейская интеграция добила прибалтийскую промышленность и вместо реальной экономики сделала Литву, Латвию и Эстонию странами дешевых кредитов и банковских спекуляций.
Первые три года членства в ЕС страны с такой экономикой «мыльных пузырей» гордо именовали себя «балтийскими тиграми», но потом кризис 2008 года всё расставил по своим местам.
2. Инфраструктура
Основной целью создания структурных фондов Евросоюза было развитие инфраструктуры в новых странах — членах ЕС. «Старая Европа» пошла на огромные инвестиции в «Новую Европу», чтобы создать «новичкам» инфраструктурную основу для самостоятельного экономического развития, преодолев тем самым разделение европейских стран на «доноров» и «реципиентов» евроинтеграции. С этой целью Европа вкладывалась в Прибалтику: чтобы дороги там стали как немецкие автобаны, а активизация бизнеса давала этим странам возможность жить без внешней поддержки и формировать свой бюджет без помощи еврофондов.
В реальности дороги в Латвии и Литве остаются одними из худших в ЕС, зависимость от евродотаций сохраняется, а на самые важные для Прибалтики инфраструктурные проекты Евросоюз выделяет деньги в недостаточном количестве или вообще денег не дает.
Брюссель заставил Литву закрыть Игналинскую АЭС и даже профинансировал ее закрытие, однако на строительство новой, Висагинской АЭС Вильнюсу денег не дал. Литовское руководство несколько лет бьется над тем, чтобы Евросоюз оплачивал содержание СПГ‑терминала в Клайпеде, но тоже безрезультатно.
Те же инфраструктурные проекты в Прибалтике, которые ЕС всё-таки финансирует, экономически абсурдны и не могут создать основы для самостоятельного экономического развития Литвы, Латвии и Эстонии. Самые яркие примеры — узкоколейная железная дорога Rail Baltica и «зеленая энергетика», когда по всей Прибалтике строились убыточные когенерационные установки, продукция которых была слишком дорога для потребителей энергии.
Фактически такие проекты являются коррупционными.
Единственная их цель — освоение денег и «распил» европейских субсидий между евробюрократами и местными прибалтийскими чиновниками.
3. Независимость
Националисты Литвы, Латвии и Эстонии агитировали за вступление в ЕС, убеждая население, что для их стран это единственная возможность сохранить независимость, добытую в 1991 году. Без членства в ЕС страны Балтии неминуемо утратят свой суверенитет и вернутся в сферу влияния России.
В реальности Прибалтика, сохранив суверенитет от России, потеряла всю свою независимость, оказавшись под внешним управлением Брюсселя: теперь внутреннюю политику Литвы, Латвии и Эстонии определяют регулы и директивы ЕС.
Законодательство для стран — членов ЕС разрабатывается в Брюсселе. Как подсчитал Сейм Литвы, после вступления в ЕС и до 2008 года 19% от всех принятых в Литве законов были разработаны Евросоюзом.
«Этих директив так много, они так запутанны, что самим предприятиям разобраться в них очень трудно, — говорил о требованиях ЕС бывший министр юстиции Латвии Гунтарс Гринвалдс. — Компания обращается к чиновникам, которые говорят: “Делайте вот так!” Но потом выясняется, что директива истолкована неверно. Например, в ней указан мягкий переходный период — до 7 лет, а наши чиновники требуют вводить какие-то новые нормы за год. Или в регуле сказано: “Норма от 0,5% до 5%”, — а наши чиновники просто пишут: “5%”. Начинаем разбираться в ворохе законов, и выясняется, что мы просто их не знаем».
4. Евро
Страны Прибалтики активнее многих других стран — членов ЕС стремились перейти на общеевропейскую валюту. Прибалтийские политики уверяли народ, что евро сделает их ближе к Европе, даст их странам конкурентные преимущества, а цены после отказа от национальной валюты не вырастут.
В реальности цены на основные продукты после отказа от эстонской кроны, лата и лита и введения евро выросли и в Эстонии, и в Латвии, и в Литве.
В Латвии за несколько месяцев после введения евро цены на продовольствие и другие товары первой необходимости подскочили на 20%. В Литве после введения евро приобрели массовый характер поездки за покупками в Польшу, продовольствие и другие товары в которой стоят в полтора-два раза дешевле, чем в Литовской Республике. Польша, в отличие от Прибалтийских стран, на евро переходить отказывается: сохранение польского злотого признано там залогом успешного экономического развития и национальным приоритетом.
5. Уровень жизни
От вступления в ЕС страны Прибалтики ожидали эффекта социально-экономического «трамплина». Членство в Евросоюзе должно было подтолкнуть Литву, Латвию и Эстонию до вожделенного уровня Скандинавии, сократить, а потом и вовсе ликвидировать их отставание от богатых стран Западной и Северной Европы.
В реальности сокращения отставания не произошло — страны Балтии по-прежнему остаются одними из самых бедных в Евросоюзе и по всем основным социальным параметрам несравнимы со «Старой Европой».
Норвегия и Швеция, на принадлежность к одному «клубу» с которыми претендуют Литва, Латвия и Эстония, занимают первые места в Европе по подушевому ВВП и лидируют в ЕС по увеличению рождаемости.
Страны Прибалтики по благосостоянию населения в ЕС являются первыми с конца, а в связи с сокращением населения входят в число мировых лидеров по вымиранию. Не удовлетворенные «европейским выбором» своих стран жители Литвы, Латвии и Эстонии пользуются открывшейся свободой передвижения и делают свой индивидуальный европейский выбор: эмигрируют из Прибалтики в Европу и обратно не возвращаются.
Таков главный итог европейской интеграции Прибалтики.