Назло литовцам и Грете Тунберг: Латвия построит СПГ-терминал для российского газа
Александр Носович
Латвия анонсировала строительство собственного СПГ-терминала, не скрывая, что делает это в пику Литве. Планы строительства плавучей регазификационной установки и трубопровода вызывают раздражение не только Вильнюса, но и местного населения с экологами, которые беспокоятся за чистоту Рижского залива. Главным же выгодополучателем от аферы с СПГ-терминалом, помимо операторов проекта и латвийских чиновников, которые с ними в «доле», будет Россия. Опыт Литвы доказывает, что газ на латвийский СПГ-терминал пойдет прежде всего российский.
О планах построить в Латвии СПГ-терминал стало известно еще летом. Компания LNG-Skulte выступила с инициативой построить в Рижском заливе плавучую регазификационную установку, которую соединят газопроводом с Инчкуланским подземным газохранилищем.
«Самый дешевый в мире» СПГ-терминал должен быть возведен в 2,5 км от берега, неподалеку от порта Скулте, что в 40 километрах от Риги. Он позволит Латвии принимать танкеры со сжиженным природным газом объемом от 40 до 170 тысяч кубических метров.
LNG-Skulte — частная лавочка, которая никого, кроме себя, не представляет, однако ее предложения сразу обеспокоили местное население. Жители латвийского побережья провели общественные слушания и организовали сбор подписей против строительства трубопровода и СПГ-терминала, которые могут уничтожить экосистему Рижского залива.
Соответствующая петиция за несколько дней собрала 2,5 тысячи подписей и была передана в Бюро по надзору за окружающей средой. После этого об этой истории несколько подзабыли.
И вот теперь за строительство СПГ-терминала и трубопровода в Рижском заливе высказался государственный энергетический монополист: это означает, что в реализации проекта заинтересована латвийская власть.
Председатель правления Latvijas Gāze Айгар Калвитис выступил в поддержку СПГ-терминала в Скулте, заявив, что новая газовая инфраструктура в Латвии улучшит ситуацию на газовом рынке Прибалтики, потому что создаст конкуренцию литовскому СПГ-терминалу в Клайпеде.
Противники СПГ-терминала в Латвии, помимо уже привычных апелляций к экологии, прозрачно намекают на коррупционную составляющую. Ушедший в оппозицию Союз «зеленых» и крестьян утверждает, что проект во власти лоббирует Новая консервативная партия, министры которой в правительстве в «доле» с предпринимателями.
Звучит правдоподобно, потому что Латвия как никакая другая страна Балтии славится большими коррупционными аферами. Впрочем, возможные личные интересы чиновников в латвийских реалиях не снижают, а, наоборот, повышают шансы на реализацию проекта.
Самое интересно, что в обоснованиях проекта практически не звучат традиционные мантры про «обретение энергетической независимости» от России и сбрасывание с себя «газовой удавки» Кремля.
Идею СПГ-терминала в Латвии официально продвигают с целью нагадить литовцам: именно так с дипломатического языка переводится установка «создать конкуренцию СПГ-терминалу в Клайпеде для оздоровления ситуации на рынке природного газа стран Балтии».
То есть в плане внешнеполитического обоснования проект в Скулте — это никакое не «сдерживание России», а элементарная месть Литве за давешний «кидок» с СПГ-терминалом. Напомним, в начале десятилетия «прибалтийские сестры» сговорились «развести» Евросоюз на строительство новой энергетической инфраструктуры в Прибалтике под соусом защиты от «русской угрозы».
Литва должна была получить электросмычку со Швецией, Латвия — СПГ-терминал на рижском взморье, и лоббировать оба эти проекта Вильнюс и Рига договорились друг за друга, чтобы Брюссель ни литовцам, ни латышам в деньгах не отказал. Но Литва поступила по-свински: получила благодаря Латвии деньги на электросмычку и за свои построила в Клайпеде собственный СПГ-терминал в надежде получать на его развитие финансовую помощь ЕС.
Латвия за «кидок» уже отомстила братской республике не единожды. Отказалась сама и подговорила соседей не покупать продукцию литовского СПГ-терминала, чем лишила клайпедский Independence статуса регионального проекта Прибалтики и, следовательно, европейского финансирования. Создала с Эстонией и Финляндией единый газовый рынок без Литвы.
А еще разрушила литовскую стратегию блокады Белорусской АЭС, согласившись покупать энергию ненавистной Вильнюсу атомной станции. Переманила из Клайпеды белорусские грузы. Теперь вот затевает собственный СПГ-терминал, чтобы переманить у Литвы клиентов.
Россия с ее «угрозой энергетической безопасности» в этой внутрисемейной сваре вообще третий лишний. Она же в итоге окажется среди выгодополучателей.
Литовский СПГ-терминал уже принимает российский сжиженный газ — будет принимать и СПГ-терминал Латвии.
Инициаторы и лоббисты проекта это косвенным образом подтверждают, потому что помалкивают насчет России. Понимают, что иначе потом придется краснеть, как Литва, которая пять лет назад обосновала свой Independence борьбой за «энергетическую независимость» от трижды проклятого Кремля, а теперь пытается позорно скрыть факты поставок российского газа на СПГ-терминал и закупать его через посредников, чтобы были основания говорить: мы не покупаем газ у России.
У Латвии же афера с СПГ-терминалом без России так и так не окупится, потому что дешевле российского в Балтийском регионе сжиженного природного газа нет.
Поэтому обоснование проекта — нагадить Литве.
Что же касается «русской угрозы», она инструментальна. Когда Прибалтике выгодно, есть «русская угроза», когда невыгодно — нет ее.
То же, кстати, касается экологии. Когда прибалтийским политикам выгодно, они всю индустриальную экономику разрушают ради спасения родной природы. Когда невыгодно, то и Белорусская АЭС экологически безопасна (для Латвии), и СПГ-терминалы мы устанавливаем в непосредственной близости от Куршской косы — у берега 150-тысячной Клайпеды. И планируем установить неподалеку от 700-тысячной Риги.
Так что условной Грете Тунберг в Прибалтике ловить нечего. Зато «коллективный Путин» от высоких, высоких отношений «прибалтийских сестер» свою копейку урвет.