Строительство БелАЭС, несмотря на положительные оценки МАГАТЭ и многочисленные отчеты о безопасности с белорусской стороны, по-прежнему вызывает шок и трепет в Литве. Премьер-министр Прибалтийской республики Саулюс Сквернялис на прошлой неделе выразил надежду на то, что Беларусь не сможет запустить атомную электростанцию, так как отказ Литвы от импорта вырабатываемой станцией электроэнергии якобы превращает проект в невыгодный. Аналитический портал RuBaltic.Ru продолжает разбираться
Государственная программа развития электроэнергетики на период 2016–2020 годов, принятая в Беларуси, разработана с учетом того, что в городке Островце будут приняты в эксплуатацию два энергоблока на базе атомных реакторов поколения III+ ВВЭР-1200 общей мощностью 2,4 тысячи МВт.
При этом белорусские энергетики рассчитывают свои действия по наиболее сложному сценарию, при котором Польша и Литва отказываются от покупки «грязной электроэнергии» и Литва не идет на возможное обоюдовыгодное сотрудничество
Если не использовать дипломатический язык, то энергетики Беларуси сбрасывают со счетов обе европейские державы, держат в уме стремление Литвы выйти из состава энергетического кольца БРЭЛЛ и намерены сделать все, чтобы интересы их государства не пострадали.
Однако и о прочих генерирующих мощностях никто в министерстве энергетики Беларуси забывать не намерен — планируется вывести старые мощности в объеме 392 МВт, заменив их на новые: более эффективные, более экономичные. Белорусские энергетики уверены, что за счет такого обмена, за счет ввода в эксплуатацию первой в истории республики АЭС они смогут снизить потребление природного газа еще на 2,5 млрд кубов. Конечно, АЭС строится на кредит, предоставленный Россией, но возвращать его придется, поэтому каждый сэкономленный кубометр газа станет важен: чем меньше денег уйдет в Россию за природный газ, тем аккуратнее будут идти расчеты за АЭС.
Для того, чтобы не было необходимости маневрировать мощностью атомных реакторов, в Беларуси намерены построить пиковые электростанции, так называемые пикинеры, общей установленной мощностью до 800 МВт.
Напомним, что такое планирование возможно только в условиях государственного контроля за всей энергетической системой страны.
Политики всех стран и народов могут рассказывать какие угодно страшилки про «последний авторитарный режим в Европе», но с точки зрения развития энергетической отрасли, с точки зрения энергетической безопасности методы, используемые Александром Лукашенко, оптимальны.
Если бы у руководства Беларуси имелись еще и планы строительства промышленных объектов — заводов и фабрик, — подкрепленные инвестиционными резервами и проектами сбыта продукции, мы бы увидели современную реинкарнацию плана ГОЭЛРО в пределах отдельно взятого небольшого государства, но такого удачного стечения обстоятельств не произошло. Впрочем, все остальные рассуждения по этому поводу пусть ведут профессиональные политологи.
Реакторы в Беларуси намереваются холить и лелеять, повышая и уровень безопасности, и коэффициент использования установленной мощности.
Резервные пиковые мощности «примут на себя» резкие скачки потребления в утренние часы и при значительных температурных перепадах, и это действительно будет большой заботой о реакторах, которые получат возможность работать постоянно в самом оптимальном для них режиме. Подход спокойный, взвешенный, несмотря на то, что расчеты на темпы роста социально-экономического развития республики и соответствующий рост энергопотребления, сделанные перед началом строительства БелАЭС, оказались завышенными. В то время считали, что к 2020 году Беларуси потребуется 47 млрд киловатт-часов электроэнергии в год; новые оценки значительно скромнее — вполне достаточно будет получать 39,9 млрд киловатт-часов. Получается, что в ночные часы, с полуночи до семи утра, в энергосистеме будет избыток электроэнергии, причем весьма значительный. Такой профицит, если не принять специальных мер, заставил бы в ночное время полностью отключать все конденсационные и часть теплофикационных энергоблоков, что было бы грубейшим нарушением условий надежности и безопасности работы электростанций. Выход, найденный белорусскими энергетиками, совершенно логичен. «Белэнерго» уже сейчас планирует установку электрокотлов на своих ТЭЦ и в котельных; как видите, и тут срабатывает государственное управление энергосистемой. Уже высчитана необходимая для полной балансировки мощность этих котлов — потребуется 985 МВт.
С полуночи до семи утра мирный атом спокойно греет воду, которой хватит на следующие 17 часов.
Но такое количество электрокотлов — отнюдь не самое дешевое удовольствие: по предварительным оценкам, на это потребуется не менее 200 миллионов долларов. В государственном бюджете, однако, таких дополнительных резервов нет, и государство вряд ли сможет оказать бюджетную финансовую поддержку энергоснабжающим организациям. Министерство энергетики, однако, видит выход из этой ситуации, пусть он и не нравится многочисленным поклонникам возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
ВИЭ-энергетика в Беларуси развивается весьма активно, но происходит это с очень большой государственной поддержкой — государство дотирует частников, производящих электроэнергию, полученную за счет ВИЭ, если эта электроэнергия вливается в объединенную энергосистему. Закупка идет с повышающими коэффициентами, а затраты включаются в себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на традиционных энергоресурсах. С 2012 по 2015 год объем поставок ВИЭ-электроэнергии вырос с 33,2 млн киловатт-часов до 173,1 млн киловатт-часов.
«Замечательно!» — скажут сторонники «зеленой энергетики», а вот то, что говорят бухгалтеры белорусских электроснабжающих организаций, лучше не печатать.
В 2015 году затраты на закупку ВИЭ-электроэнергии составили 31,1 млн долларов, а за такое же количество киловатт-часов традиционной генерации пришлось бы заплатить всего 8,6 млн долларов. Если не вдаваться в арифметику повышающих коэффициентов для каждого вида ВИЭ-генерации, а усреднить, то мы увидим, что альтернативная энергетика обходится в 3,6 раза дороже. Если не уменьшать квоты на сооружение объектов ВИЭ-энергетики, то к 2020 году их общая установленная мощность вырастет до 798 МВт.
Основная часть владельцев объектов ВИЭ-энергетики — иностранные инвесторы, то есть и прибыль, которая зарабатывается в Беларуси, в ней не остается.
Объединение «Белэнерго» достаточно точно подсчитало, сколько денег уйдет из его «кармана», если квоты на сооружение объектов ВИЭ-энергетики не будут пересмотрены. До 2020 года будет переплачено 557,3 млн долларов — сумма, которой хватит на два с лишним комплекта электрокотлов, каковые необходимо приобрести для «полезной утилизации» атомной электроэнергии. Предложение министерства энергетики Беларуси совершенно логично — нужно либо сокращать квоты на сооружение объектов ВИЭ-энергетики, либо пересматривать те самые повышающие коэффициенты. Платить в 3–5 раз дороже, чем за традиционную электроэнергию, — это слишком роскошно и совершенно не рационально. Отказ от нынешней практики — вот то, что поможет интеграции в единую энергосистему белорусской АЭС и приведет к снижению объема импортируемого природного газа.
Будут ли тем самым ущемлены интересы России как государства? Интересы «Газпрома», вполне возможно, чуточку пострадают, но при этом будут полностью соблюдены интересы «Росатома». Как минимум Россия ничего не проиграет, а выигрыш будет куда как весом. Правда, при помощи калькулятора его сложно вычислить. Советский атомный проект, который после 1991 года превратился в российский атомный проект, выиграет за счет того, что в него вольется человеческий потенциал союзного государства. Уже сейчас нарабатывают уникальный опыт белорусские строители, уже сейчас растет интерес к атомной энергетике у белорусской молодежи, уже сейчас к проекту подключаются научные и инженерные коллективы.
Мы достаточно подробно рассмотрели, чем «живет и дышит» белорусская энергетика. Как видите, работы много, ритм задан напряженный, дополнительные сложности доставляет неразумная позиция Литвы по отношению к строительству БелАЭС.
«Неразумная позиция» — это самая мягкая и политкорректная оценка действий руководства Литовской Республики, но если присмотреться к действиям Беларуси и России, то отчетливо виден своеобразный «бригадный подряд». Беларусь плотно взаимодействует с МАГАТЭ и Евратомом как надзирающими за безопасностью АЭС органами, Россия продолжает вести энергодиалог с ЕС. Удастся России найти варианты взаимовыгодного сотрудничества с ЕС, будет создан проект, обеспечивающий поставки электроэнергии европейским потребителям, — у Беларуси будут технические возможности подключиться к такой работе, получая дополнительные бонусы. Не будут найдены такие варианты — у Беларуси есть готовый план и на этот случай.