В Латвии обсуждают идею строительства СПГ-терминала в акватории порта Скулте. Против реализации проекта выступают местные жители, государство финансировать его не собирается, ждать помощи от Еврокомиссии (ЕК) тоже не приходится. Тем не менее компания Skulte LNG Terminal полна решимости построить плавучую регазификационную установку и соединить ее трубопроводом с Инчукалинским подземным хранилищем газа (ПХГ). При ближайшем рассмотрении проект предстает явной аферой.
Лоббисты проекта уверены, что он сулит Латвии большие выгоды. Главный аргумент — близость порта к Инчукалинскому хранилищу, куда газ будет закачиваться по трубопроводу длиной примерно в 40 километров.
То есть никаких цистерн для хранения голубого топлива в порту не понадобится. Трейдеры будут закупать его в период низких цен, регазифицировать и закачивать в ПХГ, а затем перепродавать при благоприятной ценовой конъюнктуре.
По словам председателя совета Skulte LNG Terminal Петериса Алоизса Рагаушса, терминал в Скулте может стать самым дешевым в мире. Окончательный объем инвестиций еще не определен, но предварительно стоимость проекта оценивается в 150 миллионов долларов (срок окупаемости — 11 лет).
О новом СПГ-терминале на побережье балтийского моря Алоизс Рагаушс — американец латышского происхождения и известный «корифей» нефтегазового бизнеса — задумался еще в 2016 году. Тогда же и была создана компания Skulte LNG Terminal.
Рагаушс искал поддержки в правительстве Латвии, в Брюсселе и Вашингтоне, но успеха, по всей видимости, не добился.
Европейский фонд по развитию инфраструктуры The Connecting Europe Facility остался в стороне. В латвийском министерстве экономики отрапортовали, что поддержат частного инвестора, готового покрыть расходы, но бюджетные деньги тратить не собираются.
Оно и понятно: инициатива Рагаушса выглядит, мягко говоря, сомнительно.
Годовая мощность терминала должна составить 3 миллиарда кубометров газа. Допустим, эти объемы действительно будут проходить через регазификационную установку и Инчукалинское ПХГ. Но кто будет конечным потребителем газа?
Сама Латвия в СПГ не нуждается — ее потребности в «голубом топливе» покрываются за счет долгосрочных контрактов с «Газпромом».
В 1 квартале 2019 года российский холдинг по сравнению с аналогичным периодом прошлого года нарастил поставки в Латвию более чем в три раза.
Литва? Не вариант. С одной стороны, Вильнюс тоже не собирается отказываться от дешевого российского газа. С другой — у литовцев есть собственный СПГ-терминал Independence, который все эти годы работает отнюдь не на пределе возможностей, хотя менеджеры терминала исполнены оптимизма.
«Спрос на мощности терминала продолжает увеличивать благоприятная ситуация на международных рынках, — заявил глава службы СПГ компании Klaipedos nafta Арунас Молис. — Уже несколько месяцев цена на регазифицированный СПГ конкурирует с ценой на газ, импортируемый по трубопроводам, поэтому импортеры, которые могут закупать у множества источников, пользуются возможностью сделать это дешевле».
В самом деле, в силу различных факторов на глобальном рынке СПГ еще весной образовался солидный избыток, из-за чего цены на «голубое топливо» резко обвалились как в Европе, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
«Газпром» из-за этого недосчитался прибыли, однако куда большие убытки несут производители СПГ.
«По одной из версий, "Газпром" заинтересован в удержании спотовых цен на европейском рынке значительно ниже полной себестоимости американского СПГ (то есть 220 долларов за тысячу кубометров), чтобы минимизировать строительство новых заводов по сжижению в США и выиграть конкуренцию в долгосрочной перспективе», — пишет аналитик энергетического центра бизнес-школы Сколково Александр Собко.
Как ни крути, порог безубыточности у российского концерна намного ниже, чем у конкурентов. Даже если «Газпром» выходит в ноль, поставщики СПГ работают в убыток. И если «игра на понижение» будет продолжаться, многие мощности по сжижению СПГ действительно будут вынуждены закрыться.
В этих условиях строить новые приемные терминалы на Балтике — затея более чем рискованная.
Хотя их все равно строят. Собственной регазификационной установкой желает обзавестись Германия. Берлин не скрывает, что это частичная уступка президенту США Дональду Трампу, который требует отказаться от строительства газопровода по дну Балтийского моря и вместо российского газа покупать американский СПГ.
В прошлом месяце на западе Финляндии был запущен терминал Tornio Manga LNG. Поляки, у которых уже работает СПГ-терминал в Свиноуйсьце, анонсировали строительство еще одной установки под Гданьском. Эстония собирается построить терминал в Палдиски.
Теперь в клуб «приемщиков» СПГ рвется и Латвия. Только выдержит ли самый дешевый терминал столь жесткую конкуренцию за рынки сбыта?
Щекотливость ситуации заключается в том, что каждый обладатель мощностей по регазификации СПГ мнит себя потенциальным хабом (газораспределительным центром).
Литва, к примеру, никогда не скрывала притязаний на роль энергетического «кормильца» всея Прибалтики. Терминал в Клайпеде проектировался как региональный, однако не получил соответствующего статуса.
Польша тоже будет не прочь поделиться излишками газа после завершения своих энергетических проектов (прокладка трубопровода Baltic Pipe, расширение СПГ-терминала в Свиноуйсьце, строительство терминала под Гданьском).
Не будем забывать о строительстве газопровода Balticconnector, который должен соединить газовые системы Финляндии и Эстонии. Таллин планирует, что через эту трубу после запуска терминала в Палдиски регазифицированный СПГ потечет в Латвию и Финляндию.
Теперь на арену выходят и латыши, полные решимости не отставать от соседей.
Страны Балтийского региона в последнее время напоминают сборище наперсточников, в котором каждый хочет «обуть» соседа: сбагрить ему «демократическое» голубое топливо по высокой цене. При этом для собственных нужд все продолжают закупать дешевую продукцию «Газпрома».
Каков будет итог, догадаться нетрудно: СПГ-терминалы на Балтике, которые вырастают, как грибы после дождя, останутся незагруженными.
Но если кому-то и улыбнется удача, то уж точно не Латвии. Соседние страны уже давно включились в игру, а Skulte LNG Terminal находится на стадии привлечения инвестиций.
Поэтому потенциальные инвесторы десять раз подумают, прежде чем выделять деньги на очередной сомнительный энергетический проект.