Экономика Экономика

Страны Балтии ответят «брекситу» налоговой реформой

«Брекситу» быть. Обе палаты парламента Соединенного Королевства утвердили соответствующий документ. Выход Британии из ЕС начнется уже в конце марта. «Брексит» не одномоментный акт, процесс обещает растянуться минимум на два года. Тем не менее к будущему семилетнему бюджетному циклу Европейский союз подойдет уже без одного из своих главных доноров. Денег станет меньше, от субсидий и дотаций евроокраине придется отказываться. Периферия начинает учиться жить за свой счет. Прибалтийские республики уже готовят проекты масштабных налоговых реформ, но только одними налогами ситуацию не выправить.

Процессу дезинтеграции Европейского союза будет дан старт в ближайшие дни. Во вторник 14 марта премьер-министр Соединенного Королевства Тереза Мэй сообщила, что законопроект о «брексите» будет одобрен королевой со дня на день, а саму процедуру выхода из ЕС Великобритания начнет уже в конце марта.

Тереза Мэй

Документ под официальным названием «Закон о Европейском союзе (уведомление о выходе)» обсуждался не без споров. Палата лордов (верхняя палата парламента Великобритании — прим. RuBaltic.Ru) хотела пополнить лаконичный законопроект двумя поправками. Первая поправка гарантировала, что граждане других стран ЕС, находящиеся в Соединенном Королевстве, смогут продолжать жить в «постбрекситовской» Англии на прежних условиях. 

Вторая — требовала согласовать итоговое правительственное соглашение о выходе из ЕС с парламентом до его подписания. Это позволило бы парламентариям высказать свои замечания и гипотетически даже отклонить документ.

Немного поигравшись в законотворческий «пинг-понг», обе палаты британского парламента утвердили одинаковую редакцию текста закона о «брексите». Документ был принят в исходном виде, положения о гарантии для граждан других стран ЕС и возможность депутатов блокировать выход из Евросоюза были исключены. После подписания королевой Елизаветой II закон вступит в силу.

Королева Великобритании Елизавета II
«Брексит» будет жестким, его последствия для дотационной части Европы — предельно болезненными. Процесс выхода займет два года и завершится в максимально «жаркое» для брюссельской бюрократии время — в период верстки европейского бюджета на следующую семилетку.

С учетом текущей политико-экономической ситуации в Союзе грядущее бюджетное планирование обещает обернуться самыми неистовыми дебатами в истории интеграционной группировки.

Вклад Соединенного Королевства в общеевропейскую казну составляет 14 млрд евро. После ухода Великобритании бюджет ЕС потеряет 15% объема, предупреждает комиссар по региональной политике Карина Крецу. Союз лишится ведущего донора. Стабильности европроекту, и без того погруженному в кризис солидарности, это, конечно, не прибавит.

Карина Крецу

Чем латать будущую бюджетную дыру? Попросить остальных европейских доноров повысить выплаты? Наивный сценарий. Если Германия теоретически еще была бы готова тянуть восточных и южноевропейских «голодранцев» с удвоенной силой, то страны Северной Европы уже сегодня воротят нос от необходимости кормить весь остальной континент. Идея щедрее раскошелиться развалит Европейский союз быстрее, чем полный отказ от каких-либо финансовых обязательств. Лучшей подпитки евроскептицизма со стороны Брюсселя, чем предложение грандам ЕС увеличить свои платежи, просто не найти.

Сценарий второй (реалистичный) — сокращение расходов. Разучившейся самостоятельно зарабатывать периферии предстоит попрощаться с брюссельскими дотациями.

Общая сельскохозяйственная политика, в рамках которой прибалтийских аграриев подкармливали субсидиями за простаивающие площади, будет пересмотрена; бездонная яма структурных фондов, и в частности малоосмысленного Фонда сплочения, — закрыта. Дотируемой евроокраине придется жить на свои.

«Примерно пятая часть (бюджета Латвии — прим. RuBaltic.Ru) формируется из этих фондов. Всё (или почти всё) финансирование на развитие мы получаем от Европы. Уже в 2021 году, то есть совсем скоро, у нас, скорее всего, уже не будет такой дополнительной финансовой поддержки извне, — бьет тревогу министр финансов Латвии Дана Рейзниеце-Озола. — До тех пор нам необходимо научиться своими силами зарабатывать в госбюджет средства как минимум в таком же объеме. Это значит, что нам нужно повысить доходы от налогов как минимум на треть от ВВП».

Дана Рейзниеце-Озола
Амбициозный показатель. И хотя в настоящее время все три Прибалтийские республики — Латвия, Эстония и Литва — готовят проекты масштабных налоговых реформ, потенциал для замены брюссельских дотаций поборами с населения отсутствует.

Не Скандинавия, ресурс исчерпан. Увеличение налоговой ставки теперь имеет обратный эффект: бюджет недобирает. Часть бизнеса закрывается, часть уходит в тень.

А ведь параллельно периферийным политическим начальникам свою мзду с населения евроокраин может потребовать и Брюссель, озаботившийся поисками новых источников дохода. Так, например, в умах еврочиновников периодически всплывает идея введения экстерриториального налога на финансовые операции, своего рода налога Тобина. Платить в этом случае пришлось бы всем и в богатых, и в бедных странах — такая вот «европейская продразверстка». Периферия много лет кормились из еэсовских фондов, в новых условиях Брюссель может попросить вернуть должок.