Германия променяла «европейскую солидарность» с Прибалтикой на дешевый российский газ
Алексей Ильяшевич
Бундестаг принял закон, который позволит Германии обойти газовую директиву ЕС и загружать газопровод «Северный поток — 2» на полную мощность. Германия нашла юридическую лазейку, позволяющую пренебречь «европейской солидарностью», и предпочла дешевый российский газ коллективному решению ЕС об ограничении присутствия России на европейском газовом рынке, которое протолкнули Польша и страны Прибалтики. Сформировалась феноменальная расстановка сил: Германия и Россия против Еврокомиссии, которая выражает взгляды Восточной Европы.
СМИ активно освещают тему голосования за газовую директиву ЕС в немецком Бундестаге, но мало кто понимает, о чем идет речь. В результате сложилась парадоксальная ситуация: принятие законопроекта приветствуют и в Киеве, и в Москве.
В Киеве решение Берлина поддержал премьер-министр Украины Алексей Гончарук, ответив, что рассчитывает на строгое соблюдение газовой директивы со стороны независимого энергетического регулятора Германии.
В Москве председатель комитета Государственной думы по энергетике Павел Завальный тоже похвалил немцев: он увидел в законопроекте оговорки, которые позволяют защитить «Северный поток — 2». «Принятие Бундестагом ФРГ такого решения — это позитивный сигнал, он означает деполитизацию проекта и признание его коммерческого характера и подчеркивает важность соблюдения прав инвесторов для Германии и ее государственных структур», — заявил российский депутат.
Где же правда? По мнению украинского эксперта в сфере энергетики, сопредседателя Фонда энергетических стратегий (Киев) Дмитрия Марунича, реакция Киева и Москвы свидетельствует о том, что немцы выполнили поставленную задачу: добились ситуации, когда «и волки сыты, и овцы целы».
«В решении Бундестага формально соблюдены все условия измененной Газовой директивы ЕС, — пояснил Марунич аналитическому порталу RuBaltic.Ru. — Они предполагают, что национальный регулятор при определенных условиях может делать исключения для трубопроводов из третьих стран, а затем на это должна дать добро Еврокомиссия. Такова процедура. Ничего другого там не написано, поэтому в каком-то смысле Гончарук прав».
Условия, о которых говорит эксперт, в законе четко прописаны: первая точка соединения газопровода с сетью страны ЕС находится в Германии, трубопровод был построен до 23 мая 2019 года, есть объективные основания для такого исключения (амортизация сделанных инвестиций, соображения надежности снабжения), исключение не будет иметь негативного влияния на конкуренцию и безопасность энергоснабжения ЕС. В этом случае часть газопровода, находящаяся на территории Германии, может быть выведена из-под действия Третьего энергопакета.
Казалось бы, каким образом это позволяет защитить от дискриминационных мер «Северный поток — 2»? До 23 мая 2019 года он не был сдан в эксплуатацию, а поэтому не может претендовать на исключение из правил. Но здесь стоит обратить внимание на то, что поправки к Газовой директиве распространяются исключительно на немецкий участок трубопровода длиной в 12 миль.
«Если немецкий участок трубопровода был построен до 23 мая 2019 года (что вполне вероятно), то это даст какую-то лазейку оператору проекта, — высказывает мнение Дмитрий Марунич. — Он сможет без проблем обойти газовую директиву ЕС, никому ничего не объясняя. Пока что это мое предположение, не могу утверждать, что так и будет».
Как будет, судя по всему, не понимают даже сами депутаты Бундестага. «Альтернатива для Германии» голосовала против, опасаясь, что имплементация газовой директивы ЕС в ее нынешнем виде направлена против «Северного потока — 2».
Дмитрий Марунич считает, что решение Бундестага дает Германии пространство для маневра в переговорах с Россией. По его мнению, Москва и Берлин должны договориться об условиях эксплуатации «Северного потока — 2». Но дальше заключенные договоренности придется отдать на рассмотрение Еврокомиссии. И здесь начнутся проблемы.
«Еврокомиссия так или иначе играет важную роль в этом процессе. Конечное слово будет за ней», — утверждает энергоэксперт.
О накале предстоящих баталий говорит сам факт принятия поправок к Газовой директиве ЕС. Не для того их принимали, чтобы позволить «Газпрому» проигнорировать нормы европейского законодательства и загружать «Северный поток — 2» под завязку.
«Стояла задача создать элементы торга с Москвой, — говорит Марунич. — И ЕК действительно усилила свои позиции. Она явно на стороне Украины, мы видим десятки заявлений еврочиновников против "Северного потока — 2". Какого-то "одобрямса" точно не будет».
Теоретически повлиять на ЕК могут отсутствие украинского транзита с 1 января 2020 года и холодная зима. Как показывает практика, в условиях энергодефицита Европа становится куда сговорчивее.
«Когда в прошлый раз европейцы столкнулись с нехваткой газа, то решили провести "технические испытания" первой нитки "Северного потока" — загрузили ее на полную мощность, — рассказывал
Есть ли гарантии, что в конце нынешнего отопительного сезона европейцы не захотят «испытать» вторую нитку «Северного потока — 2»?
«Отсутствие украинского транзита здесь может сыграть в пользу "Газпрома", — соглашается Марунич. — Но это не значит, что сейчас он "шантажнет" Европу и все сядут на пятую точку. У Европы есть свои аргументы в переговорах с Россией. И Киеву, и Москве сегодня главное — не заиграться.
Понятно, что Киев слабее, это даже не обсуждается. Но и Москва не в стопроцентно выигрышной позиции. Она рискует, например, "влететь" на иски от европейских потребителей. Это очень серьезная история.
Европа закачала сюда (в Украину — прим. RuBaltic.Ru) много денег, она хочет, чтобы их возвращали. С Россией у нее другие отношения — России она денег не одалживала (я имею в виду ЕК, а не частные компании). До большого мира и большой дружбы еще очень далеко. Сейчас все будут торговаться».
Расстановка сил, впрочем, уже ясна. С одной стороны — Германия и Россия, с другой — Еврокомиссия, которая солидаризуется с позицией Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины.Мечты о едином европейском фронте против «Северного потока — 2» так и остались мечтами.