Экономист: «белорусское чудо» произошло благодаря интеграции с Россией
Сергей Половинец
Экономические отношения России и Беларуси последние месяцы остаются центральным вопросом в диалоге Москвы и Минска. При этом споры вокруг налогового маневра и цен на газ не препятствуют расширению экономических связей и росту товарооборота двух стран. О том, что Беларусь продает России и наоборот, как влияет на хозяйственные связи двух стран украинский кризис и чем обусловлено белорусское «экономическое чудо», аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал проректор Финансового университета при правительстве РФ, экономист Алексей ЗУБЕЦ.
— Г-н Зубец, товарооборот между Россией и Беларусью в прошлом году увеличился на 12,61% по сравнению с 2017 годом. На Ваш взгляд, что обуславливает рост этого показателя?
— Большая часть экспорта России в Беларусь приходится на топливно-энергетические товары. Произошел рост цен на нефть, соответственно, в денежном исчислении экспорт России в Беларусь вырос. Но если мы возьмем натуральные исчисления (то есть рост в единицах: тоннах, кубометрах газа), то рост будет гораздо меньше, чем в денежном исчислении.
Большая часть роста, который мы увидели, обеспечила финансовая составляющая — увеличение стоимости российского экспорта. То же самое касается импорта из Беларуси. Там тоже есть и увеличение в номинальном исчислении — в тоннах, граммах, штуках, — и ценовой рост. Но в номинальном исчислении рост гораздо меньше, чем в денежном.
Кроме того, в прошлом году Беларусь стала точкой реэкспорта российского угля на Украину. Напрямую Украина у России ничего не закупает, зато покупает в Беларуси российский уголь.
Объем угля, который Беларусь экспортирует на Украину, вырос чуть ли не в 500 раз. Эту транзитную составляющую тоже надо учитывать.
— То есть ростом экономики России и Беларуси рост товарооборота не обусловлен?
— Почему же? В денежной составляющей есть увеличение реальных доходов населения Беларуси и России. Экономика в обеих странах на подъеме. Растет ВВП, соответственно, растет потребность в тех или иных товарах.
У роста, помимо чисто денежной составляющей, есть еще основа, связанная с реальным увеличением спроса на российские товары в Беларуси и на белорусские товары в России, которая определяются платежеспособностью населения.
Объем товарооборота надо раскладывать на следующие составляющие: деньги, реэкспорт, рост платежеспособности населения и бизнес. И по всем составляющим мы видим рост.
— Как выглядит структура товарооборота России и Беларуси? Что является основными статьями торговых отношений между странами?
— Российский экспорт в Беларусь — это нефть, газ, топливо. Имеется также продукция машиностроения. Далее идут различные мелочи или, проще говоря, ширпотреб.
Экспорт Беларуси сводится к продуктам нефтепереработки. Вторая статья белорусского экспорта — это химия, прежде всего — калийные удобрения, которые экспортируются по всему миру. Третья статья — пищевые товары, как готовые, так и сырье для их производства. Мясо, молоко, масло и так далее. Есть фрукты и овощи, но этого не очень много.
Довольно большой объем составляет машиностроительная продукция.
Белорусы продают в Россию двигатели, запчасти для них, насосы, котлы, турбины — довольно большой спектр продукции машиностроения.
Торговля между нашими странами является весьма диверсифицированной, там много разных статей, связанных с текстильной, кожевенной продукцией и так далее. Довольно много бытовой техники.
Но основой являются нефть, газ и топливо, которые Беларусь потом перерабатывает на своих нефтеперерабатывающих заводах в нефтепродукты.
Часть возвращается в Россию, часть продается на Украину. Отсюда 70% нефтепродуктов российского происхождения на украинском рынке. Беларусь экспортирует их в Литву, Польшу, Латвию и другие страны ЕС.
У Беларуси довольно широкая структура торгово-экономических связей. Но на Россию приходится больше половины внешнего торгового оборота страны.
На второе место среди торговых партнеров Беларуси вышел Китай. За счет торговых отношений с ним и китайских инвестиций Беларусь пытается диверсифицировать собственную экономику и получить новые рынки сбыта и возможности для наращивания экспорта.
Для Китая Беларусь интересна как территория, на которой он может закрепиться и которую сможет использовать для дальнейшей экспансии как в Европу, так и в Россию.
— Как отличается структура товарооборота между Россией и Беларусью от структуры товарооборота между Беларусью и странами Евросоюза?
— Я не вижу серьезных различий между структурой товарооборота Беларуси с ЕС и Беларуси с Россией. Все сводится примерно к тем же самым позициям: продукция нефтепереработки, химия, пищевая продукция и так далее.
Но на страны Евросоюза приходится больше продукции переработки сырья, а на Россию — более высокая доля ширпотреба и машиностроительной продукции.
Когда говорят, что Беларусь живет за счет России, это не совсем так.
Торговля с Беларусью для России профицитная. Россия получает от Беларуси больше денег за продажу своих товаров, чем отправляет назад за покупку белорусских товаров. Этот дефицит Беларусь компенсирует за счет перепродажи собственных ресурсов, удобрений, продукции химической промышленности, нефти на рынке Европейского союза.
Ни одно постсоветское государство пока не научилось продавать свою промышленную продукцию на рынке Евросоюза.
—
— Положительно. Беларусь планировала использовать свою территорию для реэкспорта в Россию литовской молочной продукции, польских яблок, норвежской рыбы под своими марками.
На территории Беларуси есть целый ряд производств, которые рассчитаны на приобретение того же самого пищевого сырья в ЕС, его переработку и отправку в Россию. Когда им говорят, что они просто играют в переклеивание этикеток, белорусские экономисты признают, что такие случаи были: белорусские мидии, устрицы и так далее.
Но, с другой стороны, есть целый сегмент белорусской экономики, который рассчитан на производство готовой пищевой продукции из сырья, поставляемого из ЕС. Этот сегмент нельзя рассматривать в качестве экономики обхода санкций.
Что касается истории с антироссийскими санкциями, для белорусской экономики это огромный плюс.
Например, была же замечательная история с запретом Украиной авиационного сообщения с Россией. Теперь украинцы и россияне летают через Беларусь. Прекрасно работает компания «Белавиа», которая организует стыковочные рейсы. Прилетает самолет из Москвы, и тут же улетает самолет в Киев. Очень удобно.
Вспомним историю с транзитом, когда российские автомобили застревали на украинской территории. Грузопоток был переориентирован на Беларусь, которая стала транзитным коридором.
Украинский кризис повлек за собой бегство бизнеса из Украины в Беларусь.
Есть одна волна мигрантов из Украины в Россию, другая — в Польшу и дальнее зарубежье, а еще есть волна людей, которые переезжают на территорию Беларуси и начинают вести там свой бизнес.
— Украинцам выгодно вести бизнес в Беларуси?
— Посмотрите, какие выгодные условия Лукашенко создал для «айтишников». Для ведения такого бизнеса предусмотрены специальные налоговые льготы, которые позволяют платить невероятно низкие налоги. Это привело к тому, что многие айтишники, которые работали на Украине, перебрались в Беларусь. И сегодня Минск — это один из ведущих центров IT-индустрии.
Есть еще история с транзитом газа через Украину, который будет закрыт, если Россия и Украина не договорятся. Это значит, что те нефтепроводы и газопроводы, которые проложены через территорию Беларуси, будут работать с повышенной нагрузкой, что принесет доходы бюджету. Для Беларуси это сплошные плюсы — как политические, так и экономические.
С другой стороны, надо понимать, что кризис когда-то кончится. Самолеты наконец-то начнут летать напрямую — из Москвы в Киев. Белорусам надо думать, как они будут компенсировать эти выпадающие доходы, когда кризис в отношениях между Россией и Украиной пойдет на спад.
— Велика ли зависимость белорусской экономики от России?
— Она практически абсолютна. То белорусское экономическое чудо, которое мы наблюдали за последние двадцать лет, в значительной степени достигнуто за счет дотаций, дешевых ресурсов, дешевой нефти, которые они покупали со значительной скидкой.
Была дотация на десятки миллиардов долларов за счет российского бюджета.
Если бы не она, то в Беларуси могли бы случиться вторая Украина и полный развал. Это произошло бы еще в девяностые годы.
Президент Александр Лукашенко как трезвый и дальновидный политик построил правильные отношения с Россией и обеспечил поддержание уровня жизни на территории Беларуси. В республике достаточно высокие зарплаты — порядка 400 долларов. Это хорошие деньги, учитывая цены и коммунальные тарифы.
Да, они несколько ниже, чем в России, где зарплаты составляют 600–700 долларов, но значительно выше, чем в соседней Украине. Уровень развития медицины в Беларуси намного выше, чем в некоторых соседних государствах. Недаром многие россияне ездят в Беларусь лечиться.
Но поддержание белорусского экономического чуда и белорусской социалистической экономики, которая мало изменилась по сравнению с поздним Советским Союзом, происходит за счет интеграции белорусской экономики в российскую.
Те тенденции, которые мы сейчас видим, когда Лукашенко заявляет, что он готов к дальнейшей интеграции с Россией, — это следствие понимания того, что без российской экономики поддерживать нормальный уровень благополучия в стране становится невозможно.
Получились сиамские близнецы. Точка возможности экономического развода между Россией и Беларусью была пройдена еще в девяностые годы.
Сегодня этот развод для Беларуси невозможен без больших экономических потерь.
Лукашенко как человек неглупый это прекрасно понимает. Отсюда и берутся проекты по дальнейшей интеграции, потому что без нее белорусское общество и экономика жить не могут.