Энергоэксперт: команда Зеленского не собирается наращивать собственную добычу газа
Алексей Ильяшевич
Польская нефтегазовая компания PGNiG и украинская группа компаний ЭРУ подписали соглашение о разведке и добыче газа во Львовской области. По мнению поляков, этот регион может обладать мощным производственным потенциалом. Впрочем, на деле «перемога» может оказаться не такой уж громкой. О том, почему Украине не стоит рассчитывать на скорое обретение «энергетической независимости», аналитическому порталу RuBaltic.Ru продолжает рассказывать эксперт в сфере энергетики, сопредседатель Фонда энергетических стратегий (Киев) Дмитрий МАРУНИЧ.
— Г-н Марунич, просто удивительно, что в стране никто не несет ответственности за провал планов по наращиванию добычи газа. Была государственная программа, по каким-то причинам ее выполнение бездарно сорвали. Но власть махнула на это рукой, все сидят на своих местах.
— Согласен. Неплохо было бы спросить с тех, кто эту программу утверждал. С другой стороны, что это даст? Ничего.
Бывшего главу «Укргаздобычи» Олега Прохоренко пересадили в другую, большую и солидную контору. На понижение не пошел, преследовать его никто не собирается. Все хорошо у человека.
И вообще, у всех все хорошо, надо только подождать. Потому что свет в конце туннеля уже засиял. Это раньше тиран Янукович заодно с Путиным здесь все гнобил, а теперь мы выбрались на «оперативный простор»…
— «Энергетическая независимость» дорого стоит, как известно.
— Все это маразм. Посмотрим, что будет дальше. Им («Укргаздобыче» — прим. RuBaltic.Ru) было бы проще, если бы добыча газа начала расти. Но когда деньги потрачены, а результата нет, возникают закономерные вопросы. И общество, и государство возмущается.
— Давайте перейдем к новости о том, что польская нефтегазовая кампания PGNiG будет искать газ на Западной Украине. Здесь сразу возникает вопрос раздела прибыли. Насколько я помню, еще при Януковиче «Шеврон» хотела вложить в добычу газа на Украине какие-то космические суммы, но в итоге раздел прибыли стал камнем преткновения…
— Нет, Вы ошибаетесь. «Шеврон» и «Шелл» с Украиной обо всем договорились, было подписано соглашение о разделе продукции (СРП), причем не на самых плохих для Украины условиях. Но потом «Шеврон» вышел из СРП.
«Шеврон» и «Шелл» подписывали соглашение практически одновременно. В итоге «Шелл» раскошелилась на 80 миллионов долларов, а «Шеврон» вообще ничего не потратила. Кстати, из Польши она тоже ушла. Оказалось, что эти сланцы никому не нужны. Все крупные игроки покинули Польшу.
Что касается сотрудничества PGNiG и ЭРУ — не знаю, какой там будет механизм. Надо дождаться подробностей. Вообще, там речь идет о маленьком месторождении. Я даже не знаю, что здесь комментировать.
ЭРУ — это трейдерская контора. Фаворов, о котором я упоминал, был ее совладельцем. Второй крупный соучредитель — американец Дейл Перри. А американцы, как известно, в десна целуются с поляками, с той же PGNiG. Вот они и нашли друг друга.
Но это несерьезно. ЭРУ никогда не занималась ни бурением, ни добычей. Это просто торгаши. Они получат лицензию на этот кусок земли, а поляки загонят сюда оборудование и найдут в Украине какого-то субподрядчика. Вот и все.
— На сенсацию не тянет.
— Два года назад я ехал на поезде в Краков, видел кусок этого месторождения, где поляки, судя по всему, уже добывают газ. И этот кусок немного заходит на Украину.
Толковые геологи выдвигают интересную гипотезу. Она сводится к тому, что газоносные сланцы тянутся с северо-запада на юго-восток, в том числе на территорию Ивано-Франковской и Львовской областей.
— Кстати, сообщается, что польская часть месторождения уже истощена. То есть PGNiG хочет окончательно «добить» этот кусок?
— Вроде того.
Мы сейчас рассуждаем сугубо теоретически. Нужно понимать, где там труба, где села, где ведется хозяйственная деятельность и так далее. Хотя наши клоуны очень упростили деятельность газовикам. Типа по-американски, чтобы быстро можно было «кинуть» трубу.
— Глава PGNiG Петр Возняк заявил: «Мы уверены, что газ там есть». То есть подтвержденной информацией он не располагает.
— Я уже сказал, средний коэффициент успешности бурения по Украине — около 30%. Думаете, у PGNiG и ЭРУ будет какая-то уникальная скважина?
Не спорю, они умные ребята и попытаются «долбануть» скважину там, где нужно. Но могут и не попасть. Это всегда риск, никакие методы не дают стопроцентной гарантии.
— Если описанная Вами схема верна, то получается, что ЭРУ просто предоставит полякам участок для добычи газа?
— Скорее всего, либо у ЭРУ есть лицензия на этот участок, либо они знают, как ее получить. Никакой другой ценности этой компании я не вижу. Она ничем не поможет PGNiG, кроме предоставления доступа к площадке.
Конечно, полякам было бы логично найти здесь какую-то компанию, которая занимается добычей и бурением. Но они связались с торгашами. Наверное, потому что все друг друга знают, ЭРУ импортирует у PGNiG довольно большие по нашим меркам объемы газа.
— Начиная с правительства Азарова, каждый премьер-министр грезил о наращивании собственной добычи газа. Алексей Гончарук, видимо, будет двигаться в том же русле. У Зе-команды есть какие-то идеи или наработки, которые могут пригодиться в этой сфере?
— Давайте будем справедливы: у правительства Гройсмана кое-что получилось. Они снизили ренту на разработку новых скважин, чего очень долго добивались частники, упростили закон, в котором действовали, по сути, еще советские, очень жесткие нормы. Они не всегда выполнялись, но это другой вопрос. Это очень облегчило жизнь субъектам, которые занимаются добычей газа.
Гройсман также успел «протащить» через парламент изменения законодательства по СРП, которое также способствовало либерализации этой сферы.
Правительство Гончарука, напротив, дает задний ход. Верховная рада проголосовала в первом чтении за законопроект 1210 (который меняет нормы о применении стимулирующих ставок рентной платы для добычи природного газа — прим. RuBaltic.Ru). Разрабатывал его небезызвестный «слуга народа» Даниил Гетьманцев. Поднялся шум, было много недовольных.
— Зачем это нужно новой власти?
— У них простая мотивация — собирать больше налогов. В законопроекте прописано возвращение ренты для части новых скважин на прежний уровень — 29% (с сегодняшних 12%).
Правительство Гончарука в этой сфере не занимается ничем, кроме балабольства. Есть информация, что скоро начнется борьба с так называемыми «спящими лицензиями». Это старая американская штука: еще при Януковиче оформлялись лицензии, которые просто придерживаются на будущее. Их десятки, а может, и сотни.
По-моему, сам Гончарук анонсировал разработку закона, по которому «спящие лицензии» буду отбирать через суд, а с их обладателей требовать деньги. Но непосредственно к добыче это отношения не имеет. В сфере добычи газа новая власть сворачивает те прогрессивные изменения, которые были приняты ранее.