Последствия антироссийской политики прибалтийских вождей вырисовываются всё чётче. К 2018 году «Транснефть» намерена сократить объём перевалки нефтепродуктов в портах стран Балтии, лишив недружественных соседей транзитных доходов. За два года прибалтийские предприниматели так и не сумели найти полноценной замены российскому рынку: бизнес продолжает терпеть убытки. А тут ещё выход Великобритании из ЕС, а значит, и потеря отчислений Лондона в евроказну, часть из которых шла на содержание периферии.
Санкционная война может привести к таким экономическим последствиям, что обратно вернуться будет уже невозможно, прокомментировал
Точка экономического невозврата для прибалтов, между тем, уже маячит на горизонте. Переломный рубеж – 2018 год. К 2018 году наши грузы уйдут из портов Прибалтики совсем, пообещал глава компании «Транснефть» Николай Токарев на совещании с президентом Путиным.
Российские морские гавани сегодня переживают профицит мощности. Токарев рассказал, что в соответствии с поручением правительства «Транснефть» уже ведёт переориентацию с латвийских портов Риги и Вентспилса на российские балтийские порты Приморск и Усть-Луга и черноморский Новороссийск. «Если в прошлом году в Прибалтике переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году – 5 млн. До 2018 года, в ближайшие годы, мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля», – подытожил
А ведь какими сладостными были мечты тех же латвийских транзитёров 20 лет назад. В 1990-х Латвия занимала главенствующее положение среди стран Балтии по перевалке российской нефти: через порты маленькой республики в это время транспортировалось более 30 млн тонн «недемократических» нефтепродуктов ежегодно. Контрастирует с нынешними 5 млн, не правда ли? Для Вентспилсской морской гавани, куда ещё в советское время был протянут единственный в регионе трубопровод, загрузка российской нефтью генерировала доходы в размере 10% латвийского бюджета. Официальная Рига рассчитывала как минимум удвоить объёмы нефтеперевалки.
Сегодня латвийские грузоперевозчики оправданно беспокоятся. Сокращаются объёмы российских грузов.
За первые шесть месяцев этого года грузооборот порта Рига просел на 11,5%, порта Вентспилс – на 25%. Один из ведущих мотивов переориентации грузопотоков – недружелюбное поведение прибалтийских вождей.
В настоящее время транзит и сопредельные отрасли всё ещё дают 12–13% ВВП Латвии, не менее 80% транзита приходится на грузы с востока. Уход российских грузов означает экономический удар минимум по 85 тыс. жителей Латвии: работникам портов, железнодорожной отрасли, членам их семей. Кому-то снова придётся эмигрировать, но латвийцам не привыкать.
«Балтийская ассоциация – транспорт и логистика» (БАТЛ) уже поспешила обратиться к высшим должностным лицам Латвии, министрам, мэрам Риги, Вентспилса и Лиепаи, иностранным инвесторам с призывом немедленно сесть за стол переговоров, чтобы разработать соответствующее ситуации на рынке предложение о потоке транзитных грузов через Латвию и латвийские порты. Вот только малость наивно говорить о спасении отрасли с её же могильщиками – членами правительства. «Придурок» из МИД и генпрокурор – именно эти лица, по мнению вентспилсского градоначальника Айварса Лембергса, должны нести ответственность за «транзитную катастрофу» в первую очередь.
В 2014 году аудиторская компания «EY» посчитала, что в случае прекращения транзита нефти и нефтепродуктов латвийская казна сократится на 803,8 млн евро. Москва намерена воплотить этот сценарий в жизнь.
При этом не стоит сомневаться: уход «Транснефти» – это лишь одно из звеньев длинной цепочки событий по переориентации транзитных потоков с прибалтийских портов на российские. Большую часть доходов портам Прибалтики дают контейнерные грузы. Чтобы забрать контейнеры, российской стороне необходимо лишь навести порядок с собственными таможенными процедурами и транспортными тарифами. Русские, как известно, долго запрягают, но быстро едут. Принципиальное решение об уходе России из Прибалтики принято: сначала нефтепродукты, а следом и весь остальной транзит.
2018 год не сулит прибалтам добрых вестей и с западного направления. После «брексита» денег в евроказне станет меньше. Британия была страной-донором. Периферийные европейцы, живущие на финансовых инъекциях Брюсселя, недополучат. А ведь именно Эстония, Литва, Латвия вместе с Венгрией, Болгарией и Польшей – главные потребители евросоюзного велфера. Худо-бедно страны Балтии завершат освоение фондов, запланированных до 2018 года. Дальше придётся думать. В 2019-м и 2020 годах на тот же ремонт латвийских дорог евроденег уже не предусмотрено.
В 2020 году Брюссель будет принимать очередной шестилетний бюджет. Пособия периферийным младоевропейцам урежут.
После 2020 года, когда в Латвии закончится финансирование из фондов ЕС, нужно будет увеличивать налоговые поступления, поспешила заявить министр финансов Дана Рейзниеце-Озола.
Увеличивать за счёт повышения налоговой нагрузки, ведь бороться с теневой экономикой и улучшать предпринимательскую среду гораздо труднее.
Да и о какой предпринимательской среде может идти речь, если борьба прибалтийских правительств на антироссийском фронте лишила бизнесменов одного из важнейших рынков? За два года латвийские производители так и не смогли найти полноценной замены России, приходят к выводу эксперты Минземледелия Латвии. Пусть столичный руководитель Нил Ушаков и предпринимает шаги для возвращения «рижских двориков» (стендов продукции латвийских производителей – прим. RuBaltic.Ru) в Москву после отмены санкций, о былом торговом обороте между странами Балтии и их восточным соседом в среднесрочной перспективе мечтать не приходится.
В итоге антироссийская политика прибалтийских вождей в совокупности с европейскими проблемами даёт кумулятивный эффект. Над экономическими перспективами Латвии, Эстонии и Литвы всё плотнее сгущаются тучи.