Экономика Экономика

Руководство Литвы «давит и обворовывает трудолюбивых пчелок»

Литовские экономисты, финансовые эксперты и даже депутаты Сейма наконец признали очевидное: инфляция в стране достигла апогея. С каждым днем литовцам становится всё труднее. На фоне всестороннего подорожания жители продолжают массово эмигрировать, а власти задумались о том, как же хорошо жилось до вступления в еврозону.

RuBaltic.Ru подготовил обзор ключевых заявлений и прогнозов от различных экспертов. Каждый из них обратил внимание на определенные факторы, ставшие причиной глубокого экономического кризиса Литовской Республики.

Людей вынуждают уезжать

Старший аналитик литовского отделения банка DNB Индре Гените, анализируя текущую ситуацию в Литве, заявила об огромном количестве ошибок, совершенных властями. Ошибки эти повлекли за собой целый ряд проблем. Главная из них — неумение разработать долгосрочную стратегию по оздоровлению национальной экономики.

Индре Гените

«Политикам кажется, что лучше принять ряд постановлений, как от одних отобрать и другим дать, — неважно, что через четыре года (в лучшем случае) им на смену придут третьи. Но на самом деле это то же самое, что прикрываться фиговым листком: может, что-то и прикроешь, но практической пользы мало.

Если те мотивированные трудолюбивые пчелки, которые не боятся действовать, создавать, стремиться, учиться, совершенствоваться, будут удовлетворены и ничем не ограничены, добытым ими мёдом смогут наслаждаться и остальные социально уязвимые сегменты общества. 

Но если мы начнем на них давить и обворовывать их, они улетят и будут добывать мёд в другом месте», — пояснила она, говоря о массовой эмиграции.

Рост цен достиг апогея

Старший экономист банка Danske Bank в странах Балтии Рокас Граяускас в своем отчете пишет

о том, что рост цен в стране достиг наивысшей точки. По его словам, в скором времени ситуация должна стабилизироваться. Цены, конечно, не упадут, но людям должны поднять зарплаты.

В марте этого года инфляция в Литве составила 3,1%. Причина — рост цен на нефть, акцизов на алкоголь и табачные изделия. Однако в ближайшие месяцы темпы инфляции должны снизиться, а зарплаты в стране будут расти быстрее, чем цены, считает Рокас Граяускас.

Рокас Граяускас
«По новейшим данным Департамента статистики, за год инфляция увеличилась с 1,2 до 3,1%. В этом году она выше из-за подорожания энергетических продуктов. Несмотря на то, что электричество и газ были дешевле, чем в марте 2016 года, нефть подорожала почти на треть».

«В ближайшие месяцы не будет значительного роста цен на нефть, поэтому цены не должны расти с прежней скоростью. Это приведет к снижению инфляции в конце года до 2,5%. По подсчетам Danske Bank, средняя инфляция в этом году составит 2,8%, а в следующем снизится до 2,4%. Однако рост зарплат по-прежнему будет значительным: в этом — 6,7%, а в следующем — 7,1%», — говорится в отчете.

Без евро было лучше?

Всестороннее подорожание и рост цен возмутил даже депутатов Сейма Литвы. Так, лидер оппозиционной парламентской партии «Порядок и справедливость» Ремигиюс Жемайтайтис возмутился непомерно подскочившими ценами на детские игрушки.

Народного избранника шокировали цены в одном из игрушечных магазинов в вильнюсском торговом центре Panorama. Обыкновенный плюшевый медведь в таком магазине стоил 269 евро, или 928 литов.

Ремигиюс Жемайтайтис

По его словам, сегодня 269 евро не кажутся такой пугающей суммой, однако, конвертировав цены в старую национальную валюту, можно ужаснуться. Раньше за мягкие игрушки никто не просил выложить по 1000 лит. Никто бы даже не подумал покупать их за такие деньги, но сегодня торговцы манипулируют цифрами.

Фактически то, что стоило в литах, теперь стоит в евро. Поменялся лишь значок валюты. Депутат называет это не иначе как издевательством над литовскими гражданами, у которых зарплаты — в отличие от цен — не увеличились.

Для того, чтобы обуздать аппетиты торговых сетей, он предложил на законодательном уровне обязать торговцев указывать цены не только в евро, но и в литах до 2022 года.

По его словам, это поможет людям понять, сколько с них хотят «содрать» недобросовестные ростовщики. «Например, в Германии цены в национальной валюте, марке, указывались даже после 10 лет с момента перехода на евро. Почему мы у себя не можем сделать того же?» — задается вопросом Жемайтайтис.

Аукнулся разрыв с Россией

Вице-президент Литовской конфедерации промышленников Арунас Лауринайтис заявил, что государство не помогает отечественным предпринимателям закрепиться на иностранных рынках. В 2014 году Литва лишилась ключевого рынка сбыта в лице России, но альтернативу так и не нашла.

Арунас Лауринайтис посетовал, что государство препятствует развитию экономических отношений с Россией, Казахстаном и другими бывшими республиками Советского Союза. Он одобряет стремление литовских производителей закрепиться на рынках в Азии и в странах Персидского залива, но утверждает, что государство и МИД не хотят помочь нашим бизнесменам. Хотя открыть новые рынки без дипломатической поддержки фактически невозможно.

Арунас Лауринайтис

«Главная проблема не в бизнесе, а в незнании и ненадежности страны либо же в отсутствии связей у государства. Без визитов официальных лиц, послов и дипломатов бизнес ничего не сможет сделать на новых рынках. Необходим целый комплекс мер, начиная от сети дипломатических посланников до назначения специальных атташе», — говорит он.

На сегодняшний день экспорт составляет 87% всего ВВП Литвы и является движущей силой всей экономики. В последние годы объем литовского экспорта сократился на 7,3%. 

Это обусловлено введением антироссийских санкций со стороны ЕС и контрмерами России. Последняя по-прежнему остается главным торговым партнером Литвы.

Официальный Вильнюс призывает отказаться сотрудничать с Россией и переориентироваться на другие рынки. Тем не менее за три года санкций Литва так и не смогла компенсировать потери от утраты российского рынка. В период с 2014‑го по 2016 год в казне недосчитались свыше 2 млрд евро.

По итогам 2016 года совокупный объем экспорта составил 22,5 млрд евро; импорта — 25 млрд. Таким образом, в стране вновь зафиксировали внешнеторговый дефицит, который составил 2,5 млрд евро.

Статья доступна на других языках: