Транзит раздора: Латвия и Литва вынуждены сражаться за Беларусь
Андрей Стариков
Страны Балтии теряют российский транзит. Конкуренция за оставшиеся грузопотоки обостряется. Лакомым куском становится Белоруссия, за которую Вильнюс и Рига готовы вести нешуточную борьбу. Переориентация на себя белорусского транзита становится для Латвии вопросом среднесрочного выживания.
Российское руководство ставит перед крупнейшими перевозчиками политическую задачу – «покинуть Прибалтику». С 2020 года отечественные грузы должны идти мимо прибалтийских портов. Компания «Транснефть» уже успела отчитаться перед государственным начальством. «До 2018 года, в ближайшие годы, мы сократим грузопоток в район Прибалтики до нуля. Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей», – сообщил глава оператора магистральных нефтепроводов России Николай Токарев на встрече с президентом Путиным в сентябре. Для Латвии потери от кремлёвского решения переориентировать грузы на внутренние порты составят порядка миллиарда евро. Транзит через прибалтийскую республику на 80% российский.
Работники портов, железнодорожной отрасли, члены их семей – а это минимум 85 тыс. жителей республики – ощутят последствия напрямую, на собственном кошельке.
Москва давно пересмотрела своё отношение к прибалтийскому направлению, некогда обладавшему de facto
За 8 месяцев этого года грузооборот порта Вентспилс снизился на 21%, Рижского порта – на 10,8%, порта Лиепая – на 0,4%. Не многим лучше обстоят дела у эстонцев: грузооборот таллинской морской гавани за январь-август сократился на 8,2%.
За девять месяцев нынешнего года по латвийским железным дорогам было перевезено на 19,6% меньше грузов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Нефти и нефтепродуктов – на 24,3% меньше. «В этом году геополитическая и экономическая ситуация, как и международная конкуренция, особенно неблагоприятны, потому ведётся активная работа с партнёрами из России и Белоруссии, направленная на сохранение существующих и привлечение новых грузов», – прокомментировала ситуацию председатель правления Latvijas dzelzceļš Светлана Берг.
Соседи тянут одеяло на себя. За январь-август государственная литовская железнодорожная компания Lietuvos gelezinkeliai, напротив, увеличила грузопоток: +0,8%. Прекрасно осознавая, куда дует ветер, литовские железнодорожники приняли ряд решений по оптимизации тарифов при перевозке транзитных грузов в направлении Калининграда. Грузооборот порта Клайпеда, в свою очередь, за январь-август подрос на 3,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
На поприще внешнеполитической борьбы с восточным соседом страны Балтии выступают единым фронтом. Когда же вопрос касается денег – европейских ли или идущих из России, – в дружественной прибалтийской семье начинаются ссоры, интрижки, борьба личных интересов.
«Литва осуществляет абсолютно криминальную политику в отношении платы за инфраструктуру и перевозки. Для Калининграда тарифы сильно завышены, соответственно, дотируются дешёвые транспортные расходы на Клайпеду. Поэтому Клайпеда предоставляет как будто бы более выгодные условия и пока развивается. Но это не будет вечно, такой подход в долгосрочной перспективе недопустим в Евросоюзе», – жалуется на соседей мэр латвийского портового города Вентспилса Айварс Лембергс.
Решение «Транснефти» уйти первым делом наносит удар по Латвии. На других прибалтийских республиках переориентация российских нефтяных потоков отразится опосредованно. Через ту же Клайпеду нефтепродукты из РФ не транспортируются вовсе, а успехи литовцев всецело зависят от белорусских грузов: транзит белорусских нефтепродуктов через Литву в первом полугодии 2016 года увеличился в 2,2 раза. Между тем, потеря российской нефти резко обостряет внутриприбалтийскую борьбу в других направлениях и сегментах грузооборота.
Переориентация на себя белорусского, китайского и казахстанского транзита становится для прибалтов вопросом среднесрочного выживания. Драка за грузы намечается жаркой.
Латвия уже приступила к активной работе на белорусском направлении. В рамках Белорусской транспортной недели Минск и Рига подписывают соглашения по единому тарифу в латвийско-белорусском транзитном коридоре. За последние месяцы белорусские делегации дважды посещают с визитом Рижский порт. Латыши сигнализируют белорусам о том, что готовы идти на уступки в переговорах.
Вильнюс тоже занимается «рекламой» и обсуждает «конкурентоспособность Клайпедского порта в условиях кризиса среди стран Балтии», косо поглядывая на соседей-латышей. В конце сентября в литовском портовом городе состоялась конференция «Примеры развития, вызовы, тенденции и достижения морских портов», где, помимо прочего, проектировалась грядущая битва с Латвией за Китай. Говорили и о рисках потерять Белоруссию.
Камнем преткновения в литовско-белорусских отношениях остаётся вопрос атомной электростанции, строящейся в 18 километрах от города Островца Гродненской области. Президент Грибаускайте и приближённые к ней «ландсбергисты» призывают прекратить работы, бойкотировать «грязную» электроэнергию. Тема БелАЭС становится одним из лейтмотивов парламентской гонки в Литве. Понятно, что «крестовый поход» Вильнюса против белорусской атомной электростанции изрядно раздражает официальный Минск, на чём и намерены сыграть латыши в борьбе за транзит. Правда, пока у Литвы и Белоруссии достаточно успешно получалось отделять политику от бизнеса.