Молоко и мясо: кто в Белоруссии рад уходу продуктов ЕС из России?
Анастасия Фролова
В связи с закрытием российского рынка для западных сельхозпродуктов актуальным становится вопрос о позиции и роли евразийских союзников России в данном процессе. О том, открываются ли в сложившихся условиях новые возможности для белорусского агропромышленного комплекса, порталу RuBaltic.Ru рассказал заместитель директора по науке Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Георгий ГРИЦ (с казахстанской точкой зрения можно ознакомиться здесь):
- Георгий Васильевич, в каких количествах Беларусь поставляет сельскохозяйственную продукцию в Россию? Какова структура этого экспорта?
- По статистике прошлого года, объём сельскохозяйственного экспорта (точнее - продуктов питания) в целом составил 5,8 млрд. долларов США. Из них порядка 80% - поставки в Российскую Федерацию.
То есть РФ – это наш основной рынок сбыта. Наиболее знаковая экспортируемая товарная позиция - это молочная продукция.
В прошлом году такой продукции было поставлено на сумму порядка 800 млн. долларов, это достаточно большая сумма. В принципе, на фоне принятых Россией санкций против ЕС, Америки, Австралии критическими стали две позиции: мясная и молочная. Молочная продукция у нас существенно опережает мясную. Поэтому в таких условиях наиболее перспективна.
- Вызовут ли российские санкции против продукции западных стран проблемы с поставками европейских товаров в Беларусь, станет ли это причиной подорожания европейских товаров в Беларуси?
- Приведу пример с Украиной. Существует конфликт, где Беларусь занимает достаточно самостоятельную позицию, иногда даже в ущерб союзническим отношениям с Россией. Поэтому я думаю, что ни Беларусь, ни Казахстан не присоединятся так огульно к российским санкциям. Скорее всего, Беларусь будет выполнять свои союзнические обязательства в рамках стран ТС, Евразийского союза, но ограничивать импорт на своей территории вряд ли кто-то будет. Хотя я вам скажу, что серьёзных последствий для большинства населения даже этот маловероятный вариант не принесёт.
Говоря о замещении импорта на белорусских прилавках, надо понимать, что доля импорта составляет порядка 15%. То есть в основном белорусские потребители приобретают белорусскую продукцию. Цена и качество тут вне конкуренции. Конечно, это не относится к экзотическим продуктам (как бананы, киви и так далее).
- А каковы преимущества белорусской сельхозпродукции перед прибалтийской? Как они конкурировали до санкций?
- Я думаю, что у нас больше схожих позиций, чем отличительных. По отношению к Западу (кстати, как и в Прибалтике) у нас более экологически чистое производство. Второе – это то, что у нас выстроена логистика, Прибалтика тоже граничит с РФ. Но у нас есть ещё преимущество – зона свободной торговли стран СНГ, то есть беспошлинная доставка товаров. Это менее рискованно в таких форс-мажорных ситуациях.
С этой точки зрения я думаю, что заместить полностью прибалтийские товары вряд ли удастся, но наиболее ёмкий экспорт – молочные продукты. Если говорить об экспорте молочной продукции из Литвы в Россию, то он составляет порядка 80 млн. долларов.
Я думаю, что значительную часть этой суммы литовского импорта в Российской Федерации дополнит продукция белорусских производителей.
- Создаёт ли ещё какие-то возможности для белорусских аграриев российское эмбарго на западную сельхозпродукцию? Смогут ли, на Ваш взгляд, они частично заменить прибалтийские продукты?
- Как я уже говорил, белорусский экспорт в Россию в 2013 году составил 5,8 млрд. долларов. В этом году он немного просел: до нынешней конфликтной ситуации экспорт в РФ уменьшился примерно на 2 - 4% по разным позициям в сравнении с прошлым годом.
Поэтому потенциал сегодня есть, и есть возможность до конца года не только восстановить экспорт прошлого года, но даже его нарастить. Вопрос сейчас - на какую сумму и по каким товарным позициям.
По предварительным подсчётам, есть возможность нарастить экспорт в РФ примерно на 10 - 15%. То есть речь идёт о 200 - 300 млн. долларов. Но увеличить этот процент ещё больше, мне кажется, маловероятно, тем более что сельскохозяйственная продукция - сезонная, и не только сезонная, а зависит ещё от климатических условий.
В Беларуси, например, достаточно перспективная плодоовощная позиция. И вроде бы Беларусь схожа по климатическим условиям с Прибалтикой, Польшей, которая является одним из главных экспортёров картошки, капусты, моркови. Но сезон таков, что после почти четырёхнедельной засухи дожди начались только сейчас. Это хорошо для зерновых, но плохо для овощных.
Вторая позиция - это мясная продукция. Она состоит из двух частей: если брать по-крупному, то это говядина и свинина. Здесь есть проблема. Не секрет, что в прошлом году из-за очагов африканской чумы пришлось уничтожить поголовье свиней; особенно пострадали частные подворья. Буквально на днях вышло постановление Совета Министров о том, чтобы восстановить производство свинины. Но опять-таки правительство реально смотрит на ситуацию: это будет поступательно. Есть какой-то прогресс, но восстановление будет только в 2015 году.
Молочная продукция, вроде бы, тоже интересна, введены многие инвестиционные проекты по производству сыров, кисломолочной продукции. Правда, само молоко сегодня проблематично получить из-за засухи, поэтому в этом году добавление будет около 100 -200 млн. долл. В следующем году, в 2015-м, скорее всего, будут реализованы планы, которые были заложены до кризиса – это выход на объём экспорта порядка 7 млрд. долларов США.
Это говорит о том, что Беларусь может заместить 10 - 20% западной сельхозпродукции на российском рынке.
Поэтому для нас эта ситуация в целом благоприятная. Однако я думаю, что при всех союзнических отношениях приоритет, при прочих равных условиях, будет отдан не белорусской продукции, а российской, а уже потом, если условия будут более привилегированные, странам Таможенного союза и странам, которые не присоединились к санкциям против РФ.
- Как Вы думаете, будет ли белорусский бизнес прилагать усилия для того, чтобы реализовать эти возможности? И можно ли, в таком случае, сказать, что российское эмбарго выгодно для белорусского аграрного сектора?
- Не только бизнес. Я подчеркну: в Беларуси большую роль играет государство. Поэтому в большей мере государство будет прилагать такие усилия, потому что в сельском хозяйстве у нас в основном государственная форма и кооперативы. Наиболее яркий, показательный пример – брестская частная компания «Санта Бремор». В начале года они купили на аукционе своих российских конкурентов «Русское море». И сейчас компания «Русское море» является надеждой России по замещению лосося из Норвегии объёмом более миллиарда долларов. Поэтому белорусский бизнес, безусловно, получит какие-то преимущества, но в целом я бы говорил скорее о государственной роли, чем о роли частного бизнеса.
- По словам Александра Лукашенко, Белоруссия исполнит обязательства по защите рынка Союзного государства при транзите через свою территорию товаров в Россию. Почему было принято это решение? Отразится ли это как-то на белорусской экономике?
- В данном случае речь идёт о выполнении обязательств не перед Союзным государством Беларусь - Россия. Речь идёт о выполнении своих обязательств в рамках Таможенного союза, который плавно перерос в Единое экономическое пространство.
Поэтому если Беларусь (а у нас в принципе нет ни альтернатив, ни попыток, ни веских оснований выйти из Таможенного союза) не планирует выйти из этого образования, то она обязана выполнять свои обязательства по защите границ. Это прописано в едином таможенном кодексе, который существует в рамках ТС: на пограничных пунктах стоят представители федеральной таможенной службы, все таможенные налоговые поступления приходят в единый бюджет и оттуда распределяются в зависимости от решения глав государств.
Поэтому какие-то поступления, конечно, будут меньше, потому что весь общий импорт должен уменьшиться на 13 млрд. долларов, а Беларусь имеет долю в общих поступлениях от таможенных процедур на территории ТС. Но эти потери компенсируются за счёт развития внутреннего рынка. Поэтому, я думаю, это не критично для бюджета страны.
С казахстанской точкой зрения можно ознакомиться здесь.