Экономика Экономика

Латвийские предприниматели не верят в рост экономики страны

На прошлой неделе глава Банка Латвии Илмар Римшевич заявил, что осенью страну ожидает снижение темпов роста ВВП из-за замедления в таких секторах экономики, как экспорт, строительство и транспортные услуги. Чтобы улучшить ситуацию, Римшевич предлагает структурные реформы в этих отраслях. Подобные утверждения звучат уже не в первый раз, однако, вероятнее всего, изменений не произойдёт, бюджет будет урезан и экономика страны столкнётся с серьёзными проблемами.

По словам Илмара Римшевича, вероятность пересмотра бюджета будет зависеть от того, как для экономики Латвии завершится первое полугодие 2016 года. «Если показатели будут действительно хуже, нежели это предусматривалось бюджетом, и сбор налогов не улучшится, то латвийское правительство в начале осени будет поставлено перед вопросом: что же делать – уменьшать бюджетные расходы или пустить ситуацию на самотёк и оказаться в большем, чем планировалось в начале года, бюджетном дефиците», – подчеркнул он. Банк Латвии ещё весной не исключал возможные проблемы в экономике. 

В марте прогноз роста ВВП на 2016 год был уменьшен с 2,7% до 2,3%. Сейчас прогноз оказался ещё ниже – рост ВВП Латвии в 2016 году составит лишь 2%, что с точки зрения долгосрочного экономического роста нельзя назвать хорошим результатом.

Однако не исключено, что осенью все эти прогнозы опять придётся пересматривать в сторону понижения и окончательные показатели по итогам года будут намного ниже. Так, по данным ежеквартального исследования Citadele Index (CX), которое характеризует общее настроение латвийских предпринимателей о состоянии и перспективах экономики Латвии, в ближайшее время её улучшения не предвидится. Первый квартал 2016 года оказался уже седьмым кварталом подряд, когда значение CX было ниже 50 пунктов – 49,45. Конечно, по сравнению с предыдущим кварталом оно немного улучшилось (+1,15), однако нахождение ниже 50 пунктов ясно показывает, что настроение предпринимателей по поводу экономики Латвии продолжает оставаться пессимистичным.

Пессимистично настроены работники разных отраслей. Так, например, в строительной отрасли, в которой, по словам Илмара Римшевича, происходит серьёзное замедление, Citadele Index составляет лишь 48,69 пунктов, что является одним из наиболее низких значений. Ниже оно только в торговле – 46,83, а в сфере услуг – 49,98. Чуть выше 50 пунктов значение индекса в группе экспортирующих предприятий (50,25) и среди производственников (50,15). В то же время динамика последних шести кварталов указывает на негативное настроение предпринимателей во всех группах. Поэтому, даже если сейчас кто-то из них показывает сдержанный оптимизм, вполне возможно, что в следующем квартале от него не останется и следа. 

Тем самым заявления главы Банка Латвии о больших проблемах в конкретных сферах экономики подтверждаются и предпринимателями.

Также текущее положение дел в латвийской экономике очень хорошо характеризует Citadele Index настоящего, а Citadele Index будущего даёт прогноз на ближайшие полгода. Как отмечается в исследовании, «значение индекса настоящего в первом квартале 2016 года уменьшилось (на 1,48 пунктов), и оно составляет 45,39 пунктов». Данное значение индекса настоящего уже семь кварталов подряд находится ниже отметки в 50 пунктов (начиная с сентября 2014 года), что ясно показывает: латвийские предприниматели в ближайшее время не надеются даже на теоретический рост экономики. Вследствие этого присутствует очень большая вероятность пересмотра прогноза роста ВВП Латвии в сторону понижения.

В свою очередь, Citadele Index будущего довольно значительно вырос (на 3,76 пунктов) и превысил границу в 50 пунктов (53,50), хотя ещё на протяжении двух последних кварталов он был ниже этой границы. Тем самым, несмотря на то что «значение индекса настоящего и не свидетельствует о положительной оценке нынешней ситуации, однако значение индекса будущего указывает, что в отношении ближайшего полугодия предприниматели настроены относительно оптимистично». Этот показатель оптимизма несколько преувеличен. По результатам исследования, уровень всеобщей экономической активности в стране продолжает оставаться самым низким (44,28) из восьми подындексов, определяющих общее значение CX. 

Поэтому, даже если предприниматели и выражают надежду, что в 2017 году произойдёт некоторое улучшение ситуации, судя по их нынешнему настроению, очень скоро эта надежда испарится.

Возможно, единственное, что подпитывало их надежду, – разговоры о необходимости проведения реформ в различных отраслях экономики. Так, например, ещё Марис Кучинскис, нынешний премьер-министр Латвии, называл приоритетами правительства рост народного хозяйства и реформы в образовании, науке, здравоохранении, что было чётко зафиксировано в правительственной декларации. Однако со дня утверждения нового правительства Латвии прошло уже пять месяцев, а никаких реформ нет. Есть только разговоры о необходимости их проведения, а результаты никто так и не предъявил. Можно однозначно утверждать, что и не предъявят. Ведь в руководстве многих министерств остались практически те же люди, которым ничего не мешало осуществить необходимые реформы, работая как в правительстве Лаймдоты Страуюмы, так и в трёх правительствах Валдиса Домбровскиса.

Тем самым, планируемых реформ в народном хозяйстве не будет, и лелеемые надежды предпринимателей развеются как дым, так как никакого улучшения в экономике Латвии не произойдёт. Однако для них страшнее другое: по словам Илмара Римшевича, замедление темпов развития экономики приведёт к увеличению бюджетного дефицита; а всем известно, как латвийское правительство обычно покрывает периодически случающийся дефицит – за счёт введения дополнительных налогов с населения и предпринимателей. «Первая ласточка» уже прозвучала – с 1 июня НДС на управление и обслуживание жилых домов составил 21% вместо 12%, а это означает, что возрастут и счета за квартиру. Также, скорее всего, скоро появятся и другие налоги, направленные на получение денег с предпринимателей. Правда, судя по настроению предпринимателей, денег у них нет и в ближайшее время не предвидится. Вследствие этого многим их них придётся закрыть бизнес, а значит, никакого развития экономики Латвии как в целом, так и в конкретных секторах ожидать не придётся.