Прибалтика выбивает из ЕС деньги на газопровод с российским газом
Алексей Ильяшевич
Литва и Латвия просят у ЕС денег для расширения общего газопровода. Операторы газотранспортных систем республик подали совместную заявку в Исполнительное учреждение программ инноваций и сетей при Еврокомиссии (CEF). Предполагается, что увеличение пропускной способности трубы создаст лучшие условия для использования СПГ-терминала в Клайпеде и подземного хранилища газа в латвийском Инчукалнсе. На деле может выйти так, что по литовско-латвийскому газопроводу, модернизированному на средства еврофондов, потечет газ из России.
По сообщениям СМИ, общий объем инвестиций в проект литовской Amber Grid и латвийской Conexus Baltic Grid оценивается в 10,2 миллиона евро. На строительном этапе компании намереваются компенсировать за счет Евросоюза 75% от этой суммы. В рамках CEF это максимально возможный объем финансирования.
То есть у своих «старших товарищей» Литва и Латвия клянчат чуть более 7,5 миллиона — сумма просто смешная. Но за последние годы Прибалтику приучили, что лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Таким «журавлем» для нее стал, к примеру, дорогостоящий проект железной дороги Rail Baltica. Оплачивать его полностью ЕС не собирается, а выделенных средств не хватает. Проблемы с финансированием не просто сдвигают графики — сегодня вообще трудно сказать, будет ли построена эта узкоколейка. Но и в случае позитивного исхода могут возникнуть новые проблемы.
«Даже если Евросоюз выделит деньги, он сможет затем потребовать их назад, потому что экономическое обоснование проекта было сделано неправильно, — утверждает член правления партии «"Зеленые" Эстонии» Олев-Андрес Тинн. — Евросоюз финансирует только прибыльные и безубыточные проекты. Rail Baltica явно убыточный проект».
Несколько иные правила действуют в сфере энергетики. Здесь для Европы, помешанной на проблеме диверсификации поставок энергоресурсов, сам факт увеличения пропускной способности трубопроводов считается движением в правильном направлении.
Чем больше газа будет перетекать между странами ЕС (по крайней мере, на бумаге), тем лучше. Вернее, безопаснее. На безопасность Брюссель денег не жалеет.
Прибалтийские республики это понимают и не стесняются выбивать из Евросоюза деньги на всевозможные энергетические проекты.
К примеру, на строительство газопровода между Литвой и Польшей (GIPL) Еврокомиссия выделила больше половины необходимых средств — 305 миллионов евро.
И об окупаемости трубы протяженностью 534 километра никто не задумывается. Неслучайно глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сказал, что дивидендом от инвестиций станет «свободное движение энергии в Европе».
В 2016 году GIPL вошел в перечень важных региональных проектов ЕС в сфере распределения голубого топлива. Туда же попала и инициатива повышения мощности газопровода между Литвой и Латвией.
Кстати, СМИ сообщали о ней еще девять лет назад: Еврокомиссия уже выделяла 12,9 миллиона евро на аналогичный литовско-латвийский проект. Тогда финансовая помощь ЕС составила 50% от общего объема инвестиций. Неизвестно, как распорядились деньгами компании Lietuvos dujos и Latvijas Gaze, но сегодня Прибалтийские республики снова нуждаются в модернизации трубы.
В Amber Grid утверждают, что технико-экономическое обоснование и анализ рентабельности проекта выявили важную тенденцию: после строительства GIPL и газопровода между Финляндией и Эстонией литовско-латвийской трубе тоже понадобятся новые мощности.
Параллельно компания проталкивает идею увеличения пропускной способности газопровода Клайпеда — Куршенай, по которому осуществляется транспортировка газа в латвийском направлении.
С его помощью Литва собиралась решить две задачи: поставлять регазифицированный СПГ потребителям из соседней страны, а также закачивать его в латвийское подземное хранилище газа в Инчукалнсе. Власти республики были настолько уверены в успехе, что решили не скупиться на строительство газопровода. Из госбюджета на это выделили 60 миллионов евро. «Газопровод имеет стратегическое значение для всех государств Балтии», — заявлял экс-премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс.
Произошло все с точностью до наоборот: терминал Independence так и не стал региональным. Пользоваться его услугами не горят желанием даже сами литовцы. Но официальный Вильнюс, похоже, не теряет надежд всучить СПГ кому-нибудь из соседей. В Amber Grid прямо связывают расширение пропускной способности литовско-латвийского трубопровода с облегчением доступа к рынку клайпедского терминала и латвийскому подземному хранилищу.
Чем больше мощность трубы, тем больше сжиженного природного газа Литва будет закачивать в латвийское хранилище. Вот только откуда возьмется это «больше», если по итогам прошлого года Литва сократила объемы импорта СПГ?
На этом фоне руководство завода химических удобрений Achema — крупнейшего потребителя сжиженного природного газа в Литве — предлагает отказаться от услуг Independence и приобрести аналог поменьше.
В самом деле, логика здесь простая: Литва загружает терминал только на треть, зато за аренду платит сполна. Какой логикой руководствуются лоббисты расширения литовско-латвийского газопровода, остается только гадать.
Впрочем, мы как раз догадываемся.
По трубе, которую модернизировали для укрепления «энергетической независимости» от России, потечет российский газ.
РФ уже сегодня отгружает СПГ литовским компаниям Lietuvos energijos tiekimas (LET) и Achema. Власти негодуют, но сделать ничего не могут. Экономика берет свое.
Российская экспансия на европейском рынке СПГ ломает планы борцов за энергонезависимость. Их амбициозные проекты навредить Москве не могут, зато вполне могут помочь.
По словам финансового директора российской компании — производителя сжиженного природного газа «Новатэк» Марка Джетвея, строительство литовско-польского и эстонско-финского газопроводов открывает новые возможности и для поставок российского СПГ.
В интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович пояснял, в каком случае «Газпром» сможет извлечь выгоду из строительства газопровода Baltic Pipe.
Пытаясь избавиться от «газового диктата» Москвы, Прибалтика уподобляется белке в колесе. Причем очень глупой белке. Умная уже давно поняла бы, что убежать не получится.