Получите, что заслужили: русофобия погубила транзитную отрасль Латвии
Александр Носович
Грузооборот Рижского свободного порта в первом месяце года рухнул на четверть. Критически сократился транзит наиболее важных для латвийской логистики грузов с Востока. Транзитную отрасль Латвии погубила прибалтийская русофобия, из-за которой Россия отказалась от экономического сотрудничества со странами Балтии.
За январь 2020 года грузооборот Рижского свободного порта сократился на 25%. Об этом говорится
Катастрофическую статистику объясняют кратным падением перевалки угля из России, на транзите которого специализируется Рижский порт. За первый месяц этого года в порту было перевалено 390 тысяч тонн угля, тогда как в январе 2019 года — более миллиона тонн.
То есть за год перевалка угля в Рижском порту рухнула более чем в два с половиной раза.
Обвальное падение в Латвии пытаются объяснять экологией: аномально теплая зима сделала невостребованным у европейских покупателей такой вид топлива, как уголь. Прогнозируемое дальнейшее падение грузопотока объясняют экологической политикой, которая все более входит в моду в Европе. «Зеленая сделка», продвигаемая в проекте нового семилетнего бюджета ЕС, предлагает постепенный отказ от угольной энергетики как от слишком токсичной и экологически вредной. Поэтому грузопоток угля через Прибалтику с Востока на Запад будет сокращаться и далее.
Такие объяснения не то чтобы неправильные — они неполные. Аномально теплая зима 2019–2020 — это факт, и «повернутость» Западной Европы на экологии — тоже факт. Однако грузооборот угля в Рижском порту падал на протяжении всего прошлого года и по его итогам снизился на 27%.
Между тем оборот крупнейшего в России оператора перевалки угля — терминала «Ростерминалуголь» в порту Усть-Луги — за тот же период вырос на 23%. С итоговыми 24 с половиной миллионами тонн оборот «Ростерминалугля» вплотную приблизился к рекордным 25 миллионам тонн 2017 года, и теплая зима в Усть-Луге не помешала.
Главная причина падения транзита в Рижском порту не менее фундаментальна, чем глобальное потепление.
Эта причина заключается в стратегическом решении России о сворачивании экономического сотрудничества со странами Балтии и переориентации транзитных грузопотоков на отечественные порты.
В случае с углем действие этого решения особенно очевидно, потому что российское правительство прямо стимулировало российских угольщиков переходить на отечественную логистическую инфраструктуру. РЖД предоставили скидку на перевозку угля к грузовым морским портам Северо-Западного федерального округа при условии, что до конца года угольные компании перевезут не меньше 16 миллионов тонн.
Таким образом, последствия теплой зимы и «зеленой сделки» для российских портов были купированы. Что же до Латвии, то ее проблемы — это не проблемы России.
Дело не только в угле.
За первый месяц года упали и другие ключевые статьи грузооборота Рижского порта.
Ферросплавов было перевалено меньше на 3,9%, нефтепродуктов — на 8,6%, сжиженного газа — на 2%, наконец, перевалка химических грузов и минеральных удобрений рухнула на 46%.
Изменением климата такую статистику не объяснишь. Единственное возможное объяснение — строительство новой портовой инфраструктуры на северо-западе России. Потому что в то время, как большинство прибалтийских портов теряет грузопоток, российские порты Балтийского моря показывают положительную динамику. Так, за тот же первый месяц 2020 года грузооборот Усть-Луги вырос на 3,5%, а Приморск показал завидный рост на 23%.
В дальнейшем этот рост будет продолжаться, потому что продолжается строительство портовой инфраструктуры. Усть-Луга, например, анонсировала введение в эксплуатацию терминала по перевалке минеральных удобрений. Его запуск в 2023 году позволит и этот вид грузов отнять у Прибалтики.
В странах Балтии тем временем констатируют умирание транзитной отрасли, которое в этом году наиболее сильно почувствовала на себе Латвия.
«Конечно, в ситуации, когда из 8 миллионов тонн грузов, которые мы перевозим в год, 5–6 миллионов — это уголь, у компании есть над чем серьезно думать — как мы можем вообще заместить уголь чем-то другим. Последние три месяца финансово мы держимся за счет того, что было заработано в первом полугодии, "съедаем жир", который был маленьким, но все же был. Ситуация сложная, и это касается не только Baltijas Ekspresis, но и железнодорожной отрасли в целом», — говорит председатель правления логистической компании Baltijas Ekspresis Марис Бремзе и прогнозирует сокращение штата сотрудников из-за отсутствия грузов.
Между тем крупнейший перевозчик страны — «Латвийская железная дорога» — уже объявил о сокращении полутора тысяч работников. В масштабах небольшой Латвии такое массовое увольнение стало потрясением, которое заставило говорить об ударе не только по транзитной отрасли, но и по всей экономике.
Экономику Латвии убивает не глобальное потепление, а локальная прибалтийская русофобия, вследствие которой Россия отказалась от стратегического сотрудничества со странами Балтии и увела от них свой транзит.
Той же Латвии столько лет предлагались совместные предприятия в портовом бизнесе, масштабные инвестиции в логистическую инфраструктуру, наконец, элементарные добрососедские отношения на политическом уровне. Ответом на все были неприкрытая враждебность, попытки выбить дотации в виде компенсаций за «советскую оккупацию», разговоры на Западе о «русской угрозе» и демонстративное желание окончательно отмежеваться от «страны-агрессора».
Так у кого после этого повернется язык осуждать Россию за то, что она теперь думает только о себе, а экономических интересов Латвии для нее не существует? Получите, что заслужили.