Берлин заявляет об изменении модели развития европроекта. Ради продолжения интеграции стран Старого Света Ангела Меркель готова поддержать давнюю идею «многоскоростной Европы», концептуально отделяющую «ядро» Евросоюза от вечной периферии. Страны «ядра» в этой модели усиливают и углубляют связи между собой. «Задворкам», среди которых оказываются Прибалтика, Польша, другие отстающие государства Южной и Восточной Европы, предлагается догонять экономических лидеров собственными силами на собственные средства, присоединяясь к их отдельным интеграционным шагам.
Европейский союз продолжает искать пути выхода из своего экзистенциального кризиса. Кризиса системного и многогранного, имеющего экономическое, финансовое, пространственное и человеческое измерения. Проблемы суверенного долга, утраченного роста, неконтролируемой миграции, старения населения и террористической угрозы заставляют евробюрократов ломать головы над решением стратегических задач, над будущим устройством крупнейшей и наиболее зрелой интеграционной группировки мира.
Расползется ли Евросоюз, как потрепанное, подгнившее лоскутное одеяло, на суверенные государства-нации? Едва ли. Альтернативы европейской интеграции по большому счету нет. Но, безусловно, тот кризис, который переживает сегодня европейский проект, радикальным образом видоизменит эту интеграцию.
Уже сегодня Германия предлагает альтернативный путь — путь «многоскоростной Европы».
«История последних лет показала, что в ЕС и дальше будут существовать различные скорости, что не все непременно будут участвовать в тех или иных интеграционных шагах», — сообщила бундесканцлер Ангела Меркель во время пресс-конференции по итогам саммита ЕС на Мальте 3 февраля. Канцлерин сделала свой выбор, прониклась убеждением, что выводить Евросоюз из нынешнего кризиса следует именно этим путем. «Отнеситесь к этому серьезно», — приводит слова неназванного брюссельского дипломата Deutsche Welle.
Берлин меняет курс. Еще несколько лет назад, после неудачи ирландского референдума о ратификации Лиссабонского договора (по сути своей квазиконституции ЕС – прим. RuBaltic.Ru), Меркель выступила
Суть идеи «Европы разных скоростей» в разделении Евросоюза на «ядро», осуществляющее самые смелые интеграционные проекты, и отстающую периферию.
Такой периферией будут наименее развитые страны-члены: Прибалтика, Польша, другие отстающие государства Южной и Восточной Европы, которые попросту не могут угнаться за экономическими лидерами. Их негласная роль европейских «задворок» будет концептуально оформлена.
«Многоскоростная Европа» дает каждому члену ЕС свободу выбора относительно присоединения к тем или иным интеграционным шагам. Для государств, претендующих на политическую самостоятельность, например для стран Вышеградской группы, такой формат отношений, безусловно, выглядит привлекательным. Так, на закрытой встрече с немецкими журналистами польский премьер-министр Беата Шидло уже заявила, что Варшава не будет противодействовать реализации данной концепции, сообщает Gazeta Wyborcza.
С другой стороны, «многоскоростная Европа» запускает механизм дезинтеграции. Связи периферии и центра в этой модели развития будут ослабевать. «В какой-то момент мы окажемся в ситуации, когда решения некоего ядра государств станут несовместимыми с позициями остальных стран», — предупреждает глава латвийского МИД Эдгар Ринкевич. Небезосновательное беспокойство.
Такие государства, как Латвия, будут задвинуты на задний план и не смогут ничего противопоставить интересам интеграционного «ядра». Теперь страны ЕС даже декларативно не равноценные и равноправные партнёры — оформлено разделение на европейцев «первого» и «второго сорта».
Оставив условия игры, выгодные лишь «ядру», и освободив от необходимости выполнять эти условия «второсортных» товарищей, европейцы первого порядка не только сэкономят деньги, но и постепенно начнут скидывать поднадоевший балласт.
Государства «ядра» устали тратить баснословные суммы на оплату греческих долгов и инфраструктурный подъем стран Восточной Европы, который, учитывая масштабы эмиграции из тех же Латвии и Литвы, в общем-то, не имеет смысла. Медленно ползущая европериферия потребляет неоправданно большое количество ресурсов, не приносит ощутимой пользы, да и вообще тормозит весь состав. Пора прощаться.
Интеграционные связи в сердце Европы будут укрепляться и углубляться.
На ее «задворках», в свою очередь, вместе с уходом еврофондовских денег интенсифицируются те негативные процессы, от которых сегодня страдают государства Южной и Восточной Европы, так и не сумевшие стать полноценными, полноправными «еэсовцами»: депопуляция, коррупция, растущий госдолг.
«Эй, прибалты, греки и прочие “румыны”, мы как бы от вас не отказываемся, — говорит концепция «многоскоростной Европы», — мы просто поедем вперед, а вы можете нас догнать, когда будете готовы». Если когда-нибудь будете готовы…