Новая «зрада»: Украина наращивает российский транзит в ущерб отечественному производству
Алексей Ильяшевич
Украинские горнорудные предприятия бьют тревогу: их продукция вынуждена пылиться на складах, поскольку отечественные порты и железная дорога отдают предпочтение транзиту российских грузов. Об этом в письме министру инфраструктуры Украины сообщает администрация Полтавского горно-обогатительного комбината. В прошлом месяце руководители сразу нескольких ГОКов жаловалось властям на увеличение транзита железорудного сырья из РФ, но в декабре их положение только ухудшилось. Выходит, Киев осознанно наращивает перевалку российских грузов, заставляя отечественного производителя стоять в очереди?
Транзит российских грузов через Украину начал падать с 2011 года, но после майдана этот процесс заметно ускорился. Как и в случае с Прибалтикой, Москва перенаправляла экспорт на собственные порты. В данном случае — порты Азово-Черноморского бассейна.
Украина начала терять перевалку российского угля, железорудного сырья, удобрений и так далее.
Если в 2008 году через ее порты шло больше 51 миллиона тонн грузов из РФ, то в 2015 году — только 9,11 миллиона.
Впрочем, морские гавани Незалежной все же остались на плаву. По данным администрации морских портов Украины (АМПУ), даже при резком падении российского транзита перевалка грузов в 2015 году выросла на 1,4%.
Общую тенденцию можно проиллюстрировать на примере порта «Южный» — самого глубоководного и традиционно самого загруженного в стране. Рост его грузооборота во много обеспечен увеличением экспорта зерна (это неудивительно, учитывая притязания Украины на роль «аграрной сверхдержавы»). С другой стороны, резко увеличился импорт: главным драйвером роста стал уголь, который майданная власть начала закупать у других стран.
Благодаря этому в 2015 году произошло, казалось бы, немыслимое: «Южный» установил персональный исторический рекорд.
За 12 месяцев перевалка составила 48,6 миллиона тонн, а порт по объему грузооборота занял 91 место в мировом рейтинге Американской ассоциации портовых администраций (American Association of Port Authorities). Но на этом свершения не закончились. Совсем недавно АМПУ отчиталась, что к началу декабря «Южный» уже перевалил 49,2 миллиона тонн грузов, то есть обновил свой абсолютный максимум.
В целом за десять месяцев этого года украинские порты нарастили перевалку на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На положительную динамику повлиял ряд факторов. К примеру, хорошие урожаи и высокие закупочные цены на руду, которую активно переваливает тот же «Южный».
Но есть и еще одна составляющая успеха: впервые за много лет наметилась тенденция увеличения транзита.
И здесь уже «перемога» попахивает «зрадой».
Во-первых, потому что само по себе возвращение российского транзита можно рассматривать как индикатор нормализации двусторонних отношений в сфере экономики и торговли, чего категорически не желают сторонники «партии войны».
Во-вторых, потому что грузы из «страны-агрессора» на Украине странным образом оказываются в привилегированном положении.
И железнодорожники, и портовики обрабатывают его в первую очередь, заставляя отечественного производителя томиться в ожидании.
По крайней мере, так ситуацию описывают руководители украинских горно-обогатительных комбинатов.
В прошлом месяце Северный, Южный, Ингулецкий, Центральный и Полтавский ГОКи подготовили совместное обращение к правительству, в котором посетовали на дискриминацию со стороны «Укрзализныци» (УЗ): железнодорожники наращивают транзит железорудного сырья из РФ в ущерб аналогичной продукции местного производства.
То есть пока составы с российской железной рудой, железорудным концентратом и окатышами курсируют в направлении припортовых станций, украинские экспортеры заполняют склады. И ждут, пока до них дойдет очередь.
Возникшие ограничения в руководстве горно-обогатительных комбинатов назвали искусственными. Жесткой критике подверглась и действующая система тарифов УЗ для транзитных грузов, из-за которой бюджет якобы теряет 1,2 миллиарда гривен в год.
По мнению авторов письма, никаких специальных условий транзитным грузам предоставлять не надо — напротив, для них стоит ввести ограничения. Тогда «Укрзализныця» наконец займется обработкой заявок украинских компаний.
«Поскольку последние три месяца УЗ предоставляла приоритет транзитным грузам, одновременно теряя возможность дополнительно зарабатывать на более высоком тарифе украинских экспортеров, считаем справедливым ограничить транзит ЖРС (железорудного сырья — прим. RuBaltic.Ru) российского производства на следующие три месяца (не более 300 тыс. тонн/мес.), чтобы отечественные предприятия смогли отгрузить все накопленные на складах запасы», — говорится в обращении к правительству.
Судя по тексту нового письма, которое министру инфраструктуры направило руководство Полтавского ГОКа, в декабре правительство все-таки решило придержать транзит российских грузов. Но административное вмешательство ожидаемых результатов не дало: «Несмотря на субботнее совещание, на котором было принято решение уменьшить в декабре объемы транзитных грузов, проходящих через ГП МТП "Южный", с 240 тыс. тонн до 40 тыс. тонн, сегодня утром (5 декабря — прим. RuBaltic.Ru) снова наблюдается тенденция к увеличению объемов транзитных грузов через порт "Южный" в декабре за счет уменьшения месячных объемов отгрузки окатышей ЧАО "Полтавский ГОК"».
Отдельный повод для возмущения компании связан с тем, что на декабрь в «Укрзализныце» появились дополнительно заявленные планы на 200 тысяч тонн российских транзитных грузов через порт «Южный». А декабрьские заявки Полтавского ГОКа — два плана общим объемом более 100 тысяч тонн — до сих пор не согласованы.
Поэтому руководство комбината призывает чиновников определиться, на чьей они стороне.
Вот еще несколько интересных цифр. По состоянию на начало ноября выполнение согласованных планов транзитных перевозок достигло 118%, а по отношению к отечественным производителям — 79%. На ряде ГОКов склады готовой продукции заполнены свыше нормы более чем на 600 тысяч тонн. В ноябрьском письме отмечалось, что «окатыш уже стоит в полях». Вероятно, теперь его припорошило снегом…
На Украине до сих пор действует приказ Министерства инфраструктуры Украины, который установил пятидесятипроцентную скидку на ставку портовых сборов для транзитных грузов. В 2016 году правительство Гройсмана зафиксировало эти тарифы на постоянной основе, стремясь увеличить загрузку портовых мощностей.
Сам премьер-министр чуть позже говорил, что предоставлять какие-либо привилегии «стране-агрессору» недопустимо, но скидки действуют до сих пор.
И в этом контексте действительно непонятно, почему УЗ отдает приоритет менее прибыльному российскому транзиту, а не аналогичной продукции отечественного производства.
Вариантов здесь два: либо российские экспортеры договорились непосредственно с руководством «Укрзализныци» (учитывая коррумпированность последнего, сделать это несложно), либо новая власть действительно ставит во главу угла перевалку российских грузов.
В конце концов, свой окатыш никуда не денется — будет лежать в поле, пока для него не найдутся свободные вагоны. А вот грузы из РФ могут уйти, и поминай как звали.Как бы то ни было, факт остается фактом: российский транзит на Украине встречают хлебом-солью. И власть сотрудничество со «страной-агрессором» не смущает.