Экономика Экономика

«Северный поток-2» — инструмент внешнеполитической игры

На минувшей неделе, в ходе Саммита стран Вышеградской четверки, главы Чехии, Польши, Словакии и Венгрии выступили против запланированного Газпромом строительства газопровода «Северный поток-2». Инициатором и «идеологом» вышеградского «протеста» ожидаемо стал президент Польши Анджей Дуда, настаивающий на том, что сопротивление строительству газопровода должны оказать все без исключения страны Центрально-Восточной

Европы.

Соглашение по строительству газопровода «Северный поток-2» Газпром подписал с европейскими энергокомпаниями еще 31 августа текущего года на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Краткое резюме смысла проекта: Германия станет основным центром распределения российского газа в Европе и, по сути, позволит отказаться от транзита «голубого топлива» через Украину и Польшу.

Однако в речах президента Анджея Дуды, наиболее активно призывающего к протесту против газопровода, вопросы экономических потерь от утраты транзита не фигурируют вовсе. Глава Польши не скрывает, что противление проекту «Северный поток-2» является для него политическим, несмотря на то, что его партнеры по Вышеградской группе настаивают на первоочередности экономики. Например, для Словакии, одной из первых поддержавшей Польшу в протесте против «Северного потока-2», экономические потери из-за снижения дохода от транзита газа и необходимости адаптации энергетической системы для получения топлива из другого источника измерялись бы миллионами долларов.

Безусловно, экономические потери Польши от реализации проекта «Северный поток-2» были бы также значительными — составили бы сотни миллионов злотых. 

Однако заботит президента Дуду не то, что Варшава больше не будет получать доход от транзита российского газа, а то, что «Северный поток-2» поставил бы крест на попытках Польши изменить свою политическую роль в ЕС.

В последнее десятилетие официальная Варшава с различным успехом демонстрировала попытки стать энергетически значимым в ЕС государством.

В Польше безуспешно, но все же совершались неоднократные попытки сланцевой революции. В Республике ведется добыча нефти — на минувшей неделе польская компания Lotos Petrobaltic начала пробную добычу из нового месторождения, которое оценивается в 3,5 миллиона тонн, что позволит Польше увеличить добычу «черного золота» на 40%. Кроме того, официальная Варшава не оставляла в стороне и вопрос увеличения объемов импорта сжиженного газа из «нероссийских источников».

До конца года в польском городе Свиноуйсьце будет запущен терминал для сжиженного газа (из Катара). Планируется, что этот терминал позволит Польше принимать от 5 до 7,5 млрд куб. м газа в год.

Инвестиция в проект являлась частью плана Варшавы по уменьшению зависимости от российского газа и созданию возможности транзита «голубого топлива» из Польши в другие государства Центрально-Восточной Европы. Безусловно, строительство газопровода «Северный поток-2» будет означать, что дальнейшее развитие порта в Свиноуйсьце заморозится из-за нерентабельности проекта для ЕС. Польша самостоятельно финансировать столь дорогостоящий проект не в состоянии, а это значит, что, еще не достроив и не опробовав порт для транзита газа, Варшава заведомо знает, что «национальный» уровень этот проект, в случае строительства газопровода «Северный поток-2», перерасти будет не в состоянии. И в этом есть основная политическая, если не сказать внешнеполитическая подоплека противления Дуды проекту «Северный поток-2».

Остальные подоплеки имеют также характер внешнеполитический. Во-первых, важен фактор Украины, ведь выражая протест Северному потоку, Польша косвенно оказывает поддержку официальному Киеву. При случае Варшава отметит, что даже «защищает» молодую демократию.

Во-вторых, стоит обратиться к обещаниям президента Дуды вести активную внешнюю политику, «оживить» Вышеградскую группу, подтвердить статус Польши как лидера Центрально-Восточной Европы, возродить идею Балто-Черноморского блока государств и т. д. Именно используя тему Северного потока, призывая все страны региона ЦВЕ единогласно выступить против газопровода, Дуда пытается консолидировать вокруг Польши «коалицию». Для того, чтобы выглядеть безусловным лидером, Дуда обещал «сделать все, чтобы проект «Северный поток-2» не был реализован», прекрасно понимая, что обещания не сдержит.

Внешнеполитическую игру президент Польши начал и в ближайшее время явно совершит тур по странам региона в поисках сторонников.

Стоит внимания также аспект внутриполитический, в вопросе противления строительству газопровода «Северный поток-2» президент А.Дуда находится в оппозиции правительству Польши. Сейчас президент Польши и правительство представляют антагонистически друг к другу настроенные политические силы, поэтому ни о каком единстве в вопросах внешнеполитического и внутриполитического характера между ними речи идти не может.

Министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына уже высказался в поддержку немецкой позиции по «Северному потоку-2», то есть косвенно поддержал строительство газопровода. Премьер Польши занята предвыборной кампанией в свете приближающихся парламентских выборов, и мнения по этому вопросу пока не озвучила. Поэтому в настоящее время Дуда, по Конституции уполномоченный на представление государства на международной арене, будет единолично использовать тему газопровода в качестве инструмента для внешнеполитической игры. Однако это не говорит о том, что подобная позиция является личным мнением Дуды — ее безусловно поддерживает «alma mater» президента Польши, партия «Право и справедливость», претендующая на победу на парламентских выборах страны в октябре текущего года.

Так или иначе, вопрос строительства «Северного потока-2» для Польши, в отличие от большинства стран ЦВЕ, является внешнеполитическим как на уровне декларативном, так и на уровне фактическом. Никаких реальных шагов по противлению строительству газопровода Польша сделать не в состоянии, но на международной арене региона закрепить имидж борца с «имперским» российским газом такой протест, безусловно, «поможет».