В странах Балтии стали проявляться первые результаты от введения российских санкций, и, очевидно, впереди еще большие экономические сложности. Однако руководство балтийских республик упорно не хочет признавать «удар» от эмбарго на сельхозпродукцию, ведь нынешний сценарий развития отношений с Россией для балтийских элит – мечта последних десятилетий.
Первое, к чему привели российские «аграрные санкции» в странах Балтии, - это обрушение цен на сельскохозяйственное сырье и продукты. Так, руководитель молочной группы латвийского Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций Сандра Стрицка заявила, что из-за введения российского эмбарго резко обрушились закупочные цены на молоко. Подобный результат закономерен, если учитывать образовавшийся кризис перепроизводства в аграрном секторе балтийских стран. Далее по цепочке удар пришёлся по логистической отрасли – по еще одной из традиционных опор экономики Прибалтики. К примеру, по сведениям Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava, из-за введённого Москвой запрета на сельхозсырьё и продукты питания российские импортёры уже аннулировали около 1,5 тыс. заказов на доставку грузов рефрижераторами. В итоге с пограничных постов уже вернулись около 30 большегрузных машин.
Кроме того, внутреннее перепроизводство вынуждает предприятия пищевой промышленности буквально атаковать местные торговые сети. В связи с «сельскохозяйстенным запретом» крупнейшей розничной сети в Прибалтике Maxima больше молочной продукции стали предлагать, как местные поставщики, так и производители из Польши и Латвии. «Нам поступило несколько запросов от крупнейших поставщиков молока в Литве насчёт реализации излишков их продукции через нашу торговую сеть. К нам уже обратились Pieno žvaigždės, Vilkyškių pieninė, несколько позиций предложила и Rokiškio pienas. Производители пересмотрели количества сырья и самих продуктов, и решили их реализовать, поставляя больше продукции в торговые сети», - рассказывает СМИ менеджер компании Maxima LT Милда Янушкявичене. По мере приближения срока годности у каждой группы товаров цены на них начнут вынужденно опускаться, а значит, еще одной жертвой санкций станут торговые сети стран Балтии.
По оценкам экспертов, подобные процессы – это лишь прелюдия к настоящим экономическим проблемам, которые ожидают балтийские республики.
Так, аналитики Центробанка Литвы допускают, хоть и считают не слишком вероятным, фактическое повторение кризиса конца 2000-х гг. Согласно этому сценарию, в нынешнем году ВВП упадет на 4%, а в следующем – на 12%. Более вероятным сценарием в банке считают ситуацию, когда падение начнется во второй половине 2014 г. (падение ВВП составит 2,6%), а самое большое падение будет в 2015 г. и составит 7,4%. Согласно же оптимистическому прогнозу, в Литве лишь сократится рост экономики до 3,3% в этом году и до 3,6% - в следующем. Однако подобный «мягкий» сценарий наименее вероятен именно для Литвы. Согласно оценкам компании исследования рынка Euromonitor International, из сельскохозяйственной продукции, экспортируемой именно Литвой в Россию в 2013 году, львиная доля приходилась на овощи, фрукты, молочную продукцию и яйца, большинство которых попали под запрет. Экспорт продовольственных товаров и напитков из Литвы в Россию в 2013 году составил 1,8 млрд. долларов, или 28,2% от всего экспорта в РФ. Всего же Россия имеет 19,1% в структуре литовского экспорта.
Сами бизнесмены не склонны надеяться на «мягкий удар» от санкций, а потому, очевидно, не веря в собственные возможности, призывают правительства своих стран обратиться напрямую в Брюссель. Та же руководитель молочной группы Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций Сандра Стрицка, например, уже заявила, что Брюссель должен принять «политическое решение» по поддержке прибалтийских крестьян.
Показательно, что и сама политическая элита стран Балтии демонстрирует свою полную несамостоятельность в условиях поддерживаемого ими же самими конфликта.
Президент Латвии Андрис Берзиньш уже заявил, что к решению вопроса о российских санкциях необходимо привлечь комиссара ЕС по развитию Андриса Пиебалгса. После состоявшейся в понедельник встречи министр экономики Литвы Эвалдас Густас также информировал, что Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства и Министерство транспорта и коммуникаций должны оценить и представить экономические последствия российских санкций и параллельно подготовить обращение Вильнюса в Еврокомиссию в связи с возмещением ущерба.
Логично ли обращаться к «богатому покровителю» без особой нужды? Без угрозы серьезных экономических потрясений? Тем не менее, на этом фоне политики балтийских республик продолжают настаивать на том, что для их стран российские санкции – не проблема. Экс-премьер Латвии, а ныне евродепутат Валдис Домбровскис заявил, что, несмотря на санкции, которые ввела Россия, латвийская экономика продолжит свой рост. Правда, при этом политик призвал вспомнить механизмы, которые уже использовались в 2009-2010 гг. для выхода из экономического кризиса, который ударил по Латвии сильнее всех в мире.
Председатель парламента Литвы Лорета Граужинене, в свою очередь, утверждает, что нет даже необходимости в проведении внеочередной сессии Сейма в связи с введенными санкциями. Действительно, к чему проявлять какую-то активность, если экономист, доктор Грибаускайте уже заявила, что ущерб от российских санкций будет незначительным. Зато депутат от близких к Грибаускайте литовских консерваторов, председатель парламентской группы «За историческую память и справедливость» Арвидас Анушаускас предложил на днях мэриям «немедленно снять оккупантские знаки, а также пересмотреть политику в отношении знаков, внесенных в список культурных ценностей». Подобные действия, наверное, очень помогут литовским аграриям справиться с приближающимся кризисом – настоящее стратегическое мышление.
Между тем, подобный отрыв прибалтийское элиты от реальности вполне логичен. Вся их деятельность на протяжении двух последних десятилетий была нацелена именно на разрыв всевозможных связей с Россией – политических, экономических, культурных, гуманитарных и т.д. Но логика соседской жизни всеми силами препятствовала реализации этих целей – и торговый оборот рос, и артисты на гастроли ездили, и родственники со знакомыми в гостях друг у друга бывали.
Поэтому нынешнее закрытие российского рынка руководство этих стран вообще должно приветствовать и сделать красным днём своего календаря.
Только ожидать адекватной реакции на санкции от таких политиков – затея бессмысленная. Единственное, что и остается – обращаться в Брюссель. Но разве там когда-то кого-то интересовали проблемы балтийских республик?