Прибалтика оказалась среди наиболее пострадавших от антироссийских санкций
Андрей Стариков
В Европе продолжают размышлять над перспективами «войны санкций». Женевский институт исследований международных отношений и развития разработал список рецептов по «расширению и углублению» экономического сдерживания России. Функционеры, чей разум уже беспроглядно затуманен идеей борьбы с Кремлём, и обслуживающие их эксперты всё ещё отказываются признать неэффективность санкционной политики. Усиление антироссийских мер уже не возымеет никакого эффекта.
Женевский институт исследований международных отношений и развития (PSIG) определил страны, в наибольшей степени потерявшие от санкционного противостояния России и Запада. Самыми пострадавшими оказались Прибалтика и Польша. В общем-то, известный и вполне логичный результат: непосредственные соседи сильнее зависимы друг от друга, чем дальние торговые партнёры. Эта зависимость для прибалтов определяется удельным весом их экспорта в Россию в общей структуре экспорта: 39,5% эстонских, 44,5% литовских и 48,1% латвийских товаров и услуг, проданных за пределами ЕС, предназначались для восточного соседа.
Больше всего за период с 2013-го по 2015 год сократился экспорт в Россию из Эстонии – на 12,7%. Для Латвии и Литвы эти цифры – 10,7% и 9,1% соответственно, тогда как в среднем по ЕС продажа товаров и услуг в Россию просела на 2,8%.
Женевский институт исследований международных отношений и развития (PSIG).
Эксперты PSIG ещё раз подтвердили: потери стран ЕС от санкций не коррелируют с тем, насколько сильно то или иное государство политически выступает против этих самых санкций. Греция и Италия пострадали меньше других, но именно они громче всех призывают к прекращению санкционного противостояния, рассказывает старший научный сотрудник PSIG Эрика Морет. По словам Морет, экспорт Греции в Россию по некоторым статьям даже подрос. Страны Восточной Европы – Эстония, Латвия, Литва и Польша, которые страдают больше других, – напротив, самые верные сторонники политики санкций.
Задача доклада Женевского института исследований международных отношений и развития, однако, вовсе не в диагностике потерь от взаимных мер экономического сдерживания, не в демонстрации пагубного влияния конфликта Запада с Россией. Задача PSIG – разработать рекомендации по повышению эффективности антироссийских санкций. Чего, собственно, ещё ожидать, когда заказчиком исследования выступает консалтинговая компания бывшего генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена Rasmussen Global.
Санкции могут быть ужесточены путём углубления (усиление одной или нескольких существующих мер) или расширения (применение существующих мер к новым категориям или секторам), пишут авторы доклада. Так, одной из наиболее эффективных форм углубления санкций, по мнению аналитиков PSIG, может быть «ещё большее ограничение финансовой маневренности России». Удар должен быть нацелен на так называемых «силовиков» или бизнес-финансистов президента Путина, говорится в докладе. «Дальнейшее финансовое давление, оказываемое на внутренний круг президента Путина, может повлечь политическое давление на него самого». Ну и, конечно, предлагается штамповать всё новые и новые «чёрные списки».
Правда, российские доброжелатели из Женевского института исследований международных отношений и развития предупреждают: с течением времени санкции рискуют стать менее эффективными из-за российской политики импортозамещения и появления альтернативных каналов финансирования.
Алексей Улюкаев
Резонное замечание. «Мы (власти РФ – прим. RuBaltic.Ru) не рады ограничительным мерам, однако они больше не имеют серьёзных макроэкономических последствий», – ещё летом рассказывал министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев в интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung. Российская экономика продолжает процесс трансформации, цены на нефть обещают стабилизироваться на уровне 50 долларов. И вот уже Европейский банк реконструкции и развития, а следом и Всемирный банк улучшили ожидания по снижению ВВП обложенной санкциями России в 2016 году с 1,2 до 0,6 процента. Повысили прогнозы роста на следующий год.
Меры экономического сдерживания не оправдывают надежды их апологетов. Но промоутеры санкционной войны не собираются сдаваться. В рамках шагов по расширению санкций эксперты PSIG настаивают на увеличении срока их действия. Шестимесячный период, после которого меры экономического сдерживания раз за разом необходимо продлевать, несёт в себе опасность и увеличивает вероятность, что они будут сняты «без политического урегулирования», говорится в докладе.
Аналитики PSIG пишут, что короткий период также делает санкции уязвимыми перед предстоящими выборами во Франции и Германии, перед возможными изменениями в политике Великобритании, связанными с Brexit. В общем, срок действия санкций предлагается повышать.
Эти и другие рецепты PSIG созвучны с классическими методами яростных польско-балтийских апологетов санкций. Усиливать, расширять, продлевать – все эти меры неоднократно озвучивались профессиональными борцами с Кремлём. Все они показали свою несостоятельность. Пока экономика Европы, и в особенности соседних с Россией стран, недополучает, «большой медведь», пользуясь словами канцлера Горчакова, сосредотачивается. Ресурсы для замены западных технологий и финансирования находятся либо внутри страны, либо у дружественных партнёров, Москва укрепляет связи с Востоком. Время идёт, и у России вырабатывается всё более устойчивый иммунитет к западным санкциям.