Экономика Экономика

«Энергетическая независимость» оставит Литву без света

СПГ-терминал в Клайпеде закрылся на ремонт. Плавучий терминал Independence был построен четыре года назад, вся инфраструктура СПГ-терминала новейшая, однако ей уже необходимы ремонтно-восстановительные работы. Между тем морской электрокабель, соединяющий Литву со Швецией, регулярно выходит из строя. При таком состоянии своей «энергетически независимой» инфраструктуры литовцы после выхода из БРЭЛЛ, отказа от сотрудничества с «Газпромом» и запрета на покупку энергии Белорусской АЭС останутся вовсе без света и будут жечь вечерами лучину.

Клайпедский терминал сжиженного природного газа закрыт на неделю в связи с ремонтно-восстановительными работами. За эту неделю специалисты проведут диагностику инфраструктуры на суше и под водой, установят новое оборудование и проведут ремонтные работы там, где это необходимо.

«Во время планового ремонта и технической проверки будет обследована вся инфраструктура терминала СПГ — судно-хранилище СПГ Independence, набережная терминала и имеющееся на ней оборудование, сооружения трубопровода для передачи газа. На время проведения работ на терминале остановлена газификация СПГ», — пояснили в пресс-службе компании Klaipėdos nafta.

Здесь уместно напомнить, с каким бахвальством литовские чиновники изрекали, что теперь, когда у них есть СПГ-терминал, Литва может вовсе отказаться от российского газа. Министр энергетики Рокас Масюлис говорил, что приоритетом Литвы теперь является переход с российского газа на американский: «Мы хотели бы, чтобы в нашей системе было больше газа не из России; газ из США отвечает нашей формуле газа, по составу он похож на российский».

Что же касается «Газпрома», то с СПГ-терминалом Литва (по мнению литовских властей) может себе позволить продлевать с ним контракт либо не продлевать. «Если "Газпром" предложит хорошую цену, возобновим соглашение, если нет, то перейдем на сжиженный природный газ», — хвастался Масюлис.

Было бы очень интересно посмотреть, как бы Литва полностью отказалась от российского газа и целиком обеспечивала свои потребности в энергии за счет СПГ-терминала, если этот терминал через четыре года после ввода в эксплуатацию уже приходится чинить.

Плавучая регазификационная установка Independence была построена в феврале 2014 года, передана литовскому заказчику в мае и запущена в эксплуатацию в ноябре. То есть судно Independence и вся прилагаемая к нему энергетическая инфраструктура в Клайпеде — новейшие. Однако после менее чем четырех лет эксплуатации им уже понадобились ремонтно-восстановительные работы.

Единичный случай с СПГ-терминалом оказывается частью тенденции, если вспомнить все случаи выхода из строя электрокабеля, связывающего Литву с европейской энергосистемой. В одном 2016 году подводный кабель смычки линий электропередачи Литвы и Швеции Nord Balt отключался из-за различных неисправностей более 10 раз. В 2017–2018 годах регулярные поломки электрокабеля продолжились.

Nord Balt выходил из строя в среднем раз в месяц, а временами и чаще: из-за его постоянных отключений в Литве раз за разом оставались без света десятки тысяч человек.

Что такое Nord Balt? Это проект из той же серии, что СПГ-терминал. Политическая манифестация об обретении Литвой «энергетической независимости», в которой нет экономического смысла. Смычка со Скандинавией протяженностью 453 километра обошлась Литве в 550 миллионов евро, но в Вильнюсе заплатили эту цену ради будущего энергетического размежевания с Россией.

Если после аренды СПГ-терминала литовские власти заявляли, что теперь они могут отказаться от «Газпрома», то Nord Balt позволяет им строить планы по выходу из электросети БРЭЛЛ. Вдобавок депутаты Сейма еще приравняли к государственной измене покупку энергии с Белорусской АЭС.

При этом собственную, Игналинскую АЭС Литва закрыла, новую атомную станцию для утоления своего энергодефицита, как ни пыталась, взамен не построила, электрокабель между Литвой и Швецией ломается раз в месяц, а СПГ-терминал закрывают на ремонт на четвертом году эксплуатации.

Если теперь Литва пойдет по пути «энергетической независимости» до конца — в придачу к запрету энергии с БелАЭС выйдет из БРЭЛЛ и откажется от российского газа, — то литовцы хронически будут сидеть по домам без света и жечь вечерами лучину.

Видимо, это понимают и в Брюсселе, и в Вильнюсе, потому что денег на столь желаемый выход из БРЭЛЛ Евросоюз странам Балтии не дает, а сотрудничество Литвы и «Газпрома» продолжается, более того, расширяется. Доля «Газпрома» на литовском рынке растет и составляет уже 60%. С заявлениями министра энергетики о том, что американский газ предпочтительнее российского и сотрудничество Литвы с «Газпромом» будет сокращаться, пока не прекратится вовсе, эта реальность заметно расходится.

И так у Литвы с энергетической политикой всегда. Буйные мечты политиков — это одно, реальность — совсем другое. Если кто и может воплотить эти мечты в реальность, так это Россия.

Отключит Литву от БРЭЛЛ, не дожидаясь, пока та сама отключится, откажется от поставок российского газа в Литву и будет показывать пальцем всему миру на чудаков, которые в XXI веке отапливают жилье «буржуйкой» и освещают его «керосинкой».

Такой сценарий замечателен еще и тем, что действия России невозможно будет назвать агрессией. Вы же хотели отключиться от БРЭЛЛ? Вот вам, пожалуйста. Мечтали отказаться от нашего газа? Получите и распишитесь.

Россия, получается, не агрессор, а крестная фея, которая исполняет мечты литовских политиков об «энергетической независимости». В конце концов, какой у «Газпрома» слоган? «Мечты сбываются!»
Читайте также
4 октября 2018
Последние визиты Анджея Дуды в Вашингтон и Ангелы Меркель в Вильнюс показали, что единой позиции у стран Балтийского региона относительно проекта «Северный поток — 2» нет.
1 октября 2018
Подводя итоги работы плавучего СПГ-терминала Independence за 2018 год, представитель акционерного общества Klaipedos nafta отметила, что весь объем импорта сжиженного природного газа в Литву был осуществлен норвежской нефтегазовой компанией Equinor.
2 октября 2018
В литовском правительстве выразили готовность бороться за сохранение транзита белорусских грузов через Клайпедский порт.
5 октября 2018
В условиях демографической катастрофы в Прибалтике постоянный экономический рост без кризисов невозможен, поэтому Прибалтика не догонит Скандинавию никогда.