Международный валютный фонд наконец-то одобрил новый кредит Украине — 5 млрд долларов на полтора года. Почему Украина, несмотря на все новые кабальные (и уже не экономические) требования, добивалась выдачи этого кредита? Поведение МВФ становится похоже на шантаж, а разве можно удовлетворить аппетит шантажиста? Аналитический портал RuBaltic.Ru разбирался в сотрудничестве Незалежной и международных кредиторов вместе с украинскими экспертами.
Переговоры с представителями фонда упирались в меморандум, текст которого так и не был опубликован. Известно, что для удовлетворения требований заокеанских банкиров необходимо было отменить мораторий на продажу земли, принять «антиколомойский» закон, продолжить медицинскую «реформу», представить отчет по бюджетным тратам на борьбу с эпидемией коронавируса, внести изменения в законы о банках и о рынке земли, ужесточить тарифную политику, поменять систему назначения состава высшего совета правосудия, оптимизировать (то есть уменьшить) число учебных заведений и внести изменения в устав госкомпании «Нафтогаз».
Украинская власть не особо возражала по двум причинам: ну очень хотелось получить хоть два из пяти обещанных миллиардов, а еще потому, что означенные ограничения — ее собственная инициатива по экономии госбюджета, представляемая как необходимые требования банкиров.
Причем новый платеж пройдет мимо госказны — прямо на уплату предыдущих долгов. Но у тех, кто распоряжается бюджетными средствами, появятся «сэкономленные» на социальных расходах ресурсы, которые можно дальше «пилить», не заботясь о том, что они сдают будущие поколения жителей страны в долговое рабство.
«Патриоты», жестко встречающие все мирные инициативы по Донбассу под предлогом, что это госизмена, почему-то никак не реагируют на то, что, выполняя все требования МВФ, Украина все больше теряет остатки своей независимости.
А чем меньше страна себя уважает, тем более нахальнее и жестче становятся требования к ней экономических и политических шантажистов. Впрочем, этому удивляться не приходится: если украинская власть покорно соглашается на мазохистскую роль «унтер-офицерской вдовы», то чего Западу стесняться и миндальничать?
«Зе-команда выпрашивает транш МВФ порядка 50 млрд гривен, который даже не покроет дефицит бюджета почти в 75 млрд гривен, то есть транш в финансовом смысле не даст ничего», — возмутилась в соцсети экс-министр юстиции Елена Лукаш.
Экономист Александр ДУДЧАК в разговоре с RuBaltic.Ru отметил, что Украина уже на коротком поводке у МВФ.
Она попала в жесткую зависимость, что, собственно, было одной из целей госпереворота в 2014 году.
«Но самая большая беда народа Украины в том, что к руководству страной приведены люди, у которых даже желания нет изменить ситуацию», — сокрушается эксперт.
Президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО полагает, что МВФ уже давно махнул рукой на Украину.
По его словам, власть президента Владимира Зеленского ничего не может сделать с экономикой.
«Власти настолько ленивы, что не хотят осуществлять реальные реформы и действительно стимулировать рост экономики. Они нашли простой выход — "перехватить" пару миллиардов долларов, а потом ждать счастливого случая: а вдруг кто-то еще даст денег.
Кредиты МВФ — это как наркотик для украинской власти: сами ничего не делают, но берут новые кредиты, чтобы отдавать старые; в общем, это вечная тема»
Эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег ПЕНДЗИН рассказал, что для того, чтобы понять причину, побуждающую руководство Украины (вне зависимости от его политической ориентации) продолжать сотрудничать с международным валютным фондом, необходимо вначале определиться в некоторых исходных данных.
«Украина — страна, имеющая большой внешний долг. И это было бы некритично, если бы из-за слабости экономики обслуживание этого долга не было бы настолько дорогим.
Другими словами, Украине дешевые кредиты никто не дает, а дают только дорогие, так как это очень рискованные вложения.
Соответственно, чем выше риск, тем выше проценты по кредиту, а в нем могут и вообще отказать.
Все дело в непредсказуемости Украины и в экономическом, и в политическом плане. А МВФ денег дает немного и недорого, но зато сопровождает свои кредиты политическими требованиями, которые он формирует в интересах тех финансовых спекулянтов, которые как раз и дают Украине основную массу денег, покупая украинские облигации.
Поэтому если есть у страны программа сотрудничества с МВФ и в случае выполнения требований фонда, то занять деньги у международных спекулянтов можно дешевле — это исходные условия.
Если вы богаты, то зачем вам занимать деньги? Если же вы бедны и ваши доходы значительно ниже ваших социальных обязательств перед собственным населением, то занимать будете точно.
Кстати, требования МВФ часто совпадают с интересами общества: борьба с коррупцией нужна как международному спекулянту, так и простому гражданину страны. Однако цели спекулянтов и граждан не всегда так совпадают», — отметил Пендзин.
Замдиректора Украинского центра социальной аналитики Валерий ПЕСЕЦКИЙ перечислил все «прелести» сотрудничества с заокеанскими кредиторами. Выставлена на продажу украинская земля; отечественные банки по «антиколомойскому» закону фактически утратили суверенность; будет продолжена медицинская «реформа» имени Супрун.
Более того, Украина по последнему меморандуму взяла на себя обязательства оптимизировать число начальных и средних школ — то есть фактически либо сократить их, либо вообще упразднить, переведя обучение на дистанционную форму.
«Даже содержание школьных программ мы теперь обязались согласовывать с фондом.
Видимо, речь о таком минимуме знаний, который позволит выпускникам батрачить на плантациях в Польше и других странах.
По требованию МВФ уже с лета нас ждет очередное повышение коммунальных тарифов — несмотря на то, что в той же Европе газ сегодня продается втрое дешевле, чем на Украине, а электричество — вдвое ниже.
Логика шантажистов понятна: за счет сокращения бюджетных затрат на медицину, образование, дотаций услуг ЖКХ обеспечить платежеспособность Киева для выплат внешним кредиторам. Но ведь это будет за счет страны и во вред ее жителям!
Увы, Зеленский не стал за этот год оппонентом МВФ. И, вероятно, не станет и впредь», — резюмировал Песецкий.