Литва скандалит в Брюсселе: требуем продолжения дотаций ЕС
Алексей Ильяшевич
Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что новая семилетняя финансовая программа Евросоюза «должна быть более амбициозной», а выплаты в рамках политики сплочения — более весомыми. В его словах отчетливо слышны нотки раздражения. Власти прибалтийской республики уже не призывают, а требуют не оттаскивать их от общеевропейского «корыта». Видимо, Брюссель должен руководствоваться знаменитым изречением Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Или прикормили.
Гитанас Науседа в режиме видеоконференции провел переговоры с вице-председателем Европейской комиссии (ЕК) Валдисом Домбровскисом, который за вопросы финансовой стабильности и социального диалога. Официальный сайт литовского лидера сообщает, что стороны обсудили широкий круг вопросов экономического характера.
Надо полагать, Науседа возлагает большие надежды на латвийца Домбровскиса — самого «тяжеловесного» представителя Прибалтики в нынешнем составе руководства ЕС. Не ему ли отводится особая роль в деле «выбивания» денег для Литвы, Латвии и Эстонии?
Кстати, вице-президент ЕК может попытать удачу. Авось сокращение европейского финансирования для стран Балтии будет не таким радикальным, как изначально предполагалось. Домбровскису это помогло бы укрепить свое политические влияние на родине.
Неудивительно, что Науседа видит в нем своего союзника и заявляет без обиняков: Литве нужно больше денег. Латвии — тоже.
Для преодоления экономических последствий эпидемии коронавируса президент прибалтийской республики инициирует увеличение необлагаемого налогом размера доходов, временное снижение стандартной ставки подоходного налога с заработной платы физических лиц с 20% до 15% процентов (с части до трех средних заработных плат), меры по поддержке малообеспеченных семей и единовременные выплаты на детей. Аналогичный пакет помощи, как отмечает Науседа, недавно утвердила Германия.
Что ж, можно только похвалить литовского лидера за стремление обеспечить своих соотечественников немецкими социальными стандартами.
Но есть одно «но»: по уровню экономического развития Прибалтика, мягко говоря, отстает от Германии.
Где брать деньги на латание дыр в бюджете, которые появятся после имплементации антикризисного пакета Науседы? Вариант только один — заграница нам поможет.
«Президент подчеркнул, что позиция Литвы в отношении размера бюджета ЕС остается прежней — перед лицом этой беспрецедентной ситуации долгосрочная финансовая программа должна быть более амбициозной, необходимо добиваться более весомого финансирования в рамках политики сплочения и полного выравнивания прямых выплат фермерам», — говорится в сообщении президентской администрации.
Интересно, с какого перепугу новая финансовая перспектива Евросоюза что-то должна Науседе?
Политика сплочения задумывалась как добрый жест «старой» Европы, которая решила «подтянуть» своих восточных товарищей. Обязательств по поддержанию финансовых потоков на стабильно высоком уровне Брюссель на себя не брал — напротив, изначально предполагалось, что через некоторое время Прибалтика научится зарабатывать самостоятельно и не будет нуждаться в дотациях. Поэтому логика Евросоюза неумолима.
Упоминание о фермерах заслуживает отдельного разговора. Науседа регулярно поднимает эту тему: сельскохозяйственные выплаты в Литве намного ниже, чем в странах Западной и Южной Европы. Глава входящей в правящую коалицию «Избирательной акции поляков Литвы — Союз христианских семей» (ИАПЛ-СХС) Вальдемар Томашевский тоже соглашается, что диспропорции нужно устранить как можно быстрее.
«Я работал 10 лет в Комиссии по сельскохозяйственным делам и неоднократно вносил поправки, чтобы доплаты фермерам были выравнены. По крайней мере, чтобы не было такой разницы, поскольку сейчас очень большая разница. Так что здесь это как раз предложение мое и нашей группы, которая работала в Европарламенте. Сейчас мы недовольны этой политикой, потому что диспропорции большие: в Греции получают 500 евро с лишним, мы получаем сейчас уже 170 евро, но было 130. Мы подняли немножко благодаря этим нажимам», — так Томашевский прокомментировал
Плюс 40 евро — довольно скромный результат борьбы за права литовских фермеров. Но на большее рассчитывать не приходится, особенно в посткоронавирусную эпоху.
Потому что выравнивание прямых фермерских выплат — это не только дополнительная нагрузка на европейскую казну, но и удар по аграриям из других стран.
Сами литовские политики не раз замечали, что из-за несправедливого распределения финансовых потоков их сельхозпроизводители не выдерживают конкуренции. Выходит, лидеры Евросоюза, будучи в здравом уме и трезвой памяти, должны на ровном месте подорвать позиции тех же греческих, французских, голландских фермеров? Да еще и в разгар тяжелейшего финансового кризиса?
Если диспропорции изменятся, то только в сторону увеличения.
В разговоре с Домбровскисом президент Литвы также упомянул, что его страна «ждет от ЕС выполнения своих обязательств по обеспечению необходимого финансирования, связанного с закрытием Игналинской АЭС и реализацией схемы Калининградского транзита». Видимо, не все так гладко, если приходится напоминать.
О проблемах «Игналинки» ранее уже сообщалось. Тот же Науседа при обсуждении финского проекта бюджета ЕС на 2021–2027 годы заявлял, что финансирование закрытия атомной электростанции нужно увеличить. Ранее такой же тезис озвучивала посол Литвы при Евросоюзе Йовита Нелюпшене: предложения Финляндии нужно корректировать, иначе работы по закрытию ИАЭС будут «пробуксовывать».
Это исключительный случай, когда у Вильнюса есть моральное право требовать деньги, ведь «Игналинку» пришлось закрыть именно под напором Евросоюза.
Тот, в свою очередь, согласился спонсировать ликвидацию атомного гиганта. Но дотаций все равно не хватает. Более того, в 2056 году Литве предстоит начать строительство могильника долгоживущих отходов стоимостью 2,5 миллиарда долларов. На европейское финансирование в правительстве Литвы не рассчитывают: Минэнерго предлагает своими силами накапливать деньги в специальном резервном фонде, перечисляя в него 25% всех дивидендов от государственных предприятий.
А что Евросоюз? Он, как выясняется, зажимает деньги даже на текущие расходы по выводу из эксплуатации Игналинской АЭС. С принятием нового общеевропейского бюджета Литва должна еще больше пожалеть о ликвидации своей атомной энергетики.
По иронии судьбы, проблема недостатка средств на закрытие «Игналинки» обостряется в тот момент, когда белорусы готовятся запустить собственную АЭС.
Пока Лукашенко предлагает Венгрии поделиться передовым опытом в этой сфере, Науседа стоит с протянутой рукой перед «брюссельским обкомом». Так «европейская мечта» обернулась национальным унижением Литвы.