Чем ближе к 2020 году, тем большие опасения проявляют украинские власть имущие относительно сохранения транзита российского газа. Однако, судя по всему, время для принятия эффективных решений уже упущено, какие бы предложения ни выдвигались Киевом.
Психологи выделяют пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Заведующие газовой отраслью украинские чиновники сперва отрицали возможность строительства Россией обходных газопроводов, затем грозились арестовывать транзитный газ, а с недавних пор начали торг.
Так, директор по развитию бизнеса НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко (к слову, сын лидера «прогрессивных социалистов» Натальи Витренко) заявил
Напомним, что на сегодняшний день, согласно контракту 2009 года, стоимость транзита тысячи кубометров природного газа составляет 2,7 доллара за 100 км (средняя протяженность маршрута составляет 1240 км). Но украинская сторона, перейдя в конце 2015 г. на новую систему тарифообразования для транзита и транспортировки газа, требует от «Газпрома» платить за прокачку каждой тысячи кубометров на 25–35% больше.
Для сравнения: стоимость прокачки тысячи «кубов» газа по «Северному потоку — 2» (протяженность 1124 км) оценивается в 2,1 доллара за 100 км.
Вместе с тем Киев подписал меморандум «о взаимопонимании в совместной оценке возможностей сотрудничества в использовании и развитии ГТС Украины» с итальянской компанией Snam и словацкой Eustream, которые могут стать операторами украинских экспортных газопроводов, вложив деньги в их модернизацию.
По задумке киевских чиновников, вышеуказанные инициативы помогут сохранить Украину в качестве транзитера после 2019 года. Притом не 15–20 млрд кубометров, которые останутся для газоснабжения Молдавии / ПМР и покрытия пиков потребления в Европе благодаря наличию ПХГ, а нынешних 80 млрд (82,2 млрд кубометров в 2016 году). Впрочем, надежды на это весьма призрачны.
Во-первых, в начале мая «Газпром» начал прокладку «Турецкого потока» (в планах — две ветки общей мощностью 31,5 млрд кубометров) на российском побережье Черного моря.
Во-вторых, полным ходом идет подготовка к строительству «Северного потока — 2» (проектная мощность 55 млрд кубометров), несмотря на противодействие ряда стран «Новой Европы». На сегодняшний день известно, что пять европейских компаний предоставят долгосрочное финансирование проекта в объеме 50% от общей стоимости, оцениваемой в 9,5 млрд евро.
В будущее Украины как ключевого транзитера российского топлива, по всей видимости, не верят и в Европе. ЕБРР и ЕИБ уже не первый год (со времен правительства Азарова) откладывают выделение кредита размером в 300 млн евро для модернизации участков газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород» (протяженность по Украине — 1160 км).
В целом стоимость модернизации украинской ГТС оценивается примерно в 5 млрд долларов (при уровне износа порядка 80%). В период Януковича обсуждалась идея создания трехстороннего консорциума Украина — РФ — ЕС по управлению украинской ГТС, что могло бы привлечь инвестиции и обеспечить большие объемы транзита, но в силу различных причин этот проект реализован не был.
В связи с резким падением объемов транзита Украиной будут утрачены технические возможности реверса газа из стран ЕС.
Хотя, судя по темпам «декоммунизации» промышленности и депопуляции, к 2020 году Украина и вовсе сможет отказаться от импорта газа. Так, в период 2013–2016 гг. объем потребления Украиной природного газа сократился на 42%; в 2017 г. тенденция усугубилась в связи с остановкой ряда предприятий химпрома и металлургии, инициированной новым витком олигархического передела и блокадой Донбасса.
Но всё вышеуказанное может показаться сущей мелочью на фоне того, что Стокгольмский арбитраж, где судятся «Нафтогаз Украины» и «Газпром» (суммарные претензии сторон составляют порядка 70 млрд долларов), может вынести решение не в пользу Украины уже 30 июня. Руководство «Нафтогаза» признаёт, что в случае поражения придется выставлять на продажу активы компании, а это в том числе и лицензии на добычу газа, и само топливо в украинских ПХГ.
Гражданам Украины в случае проигрыша нужно быть морально готовыми как минимум к очередной волне повышения тарифов на газ (поднятых для населения с 2014 г. в 8 раз), а в наиболее экстремальном варианте — к перебоям с газоснабжением.
Впрочем, после 2019 г. данные риски материализуются в полной мере. В связи с резким падением объема транзита неизбежно повышение внутренних тарифов на транспортировку газа; кроме того, придется перестраивать газораспределительную систему (трубопроводы среднего и низкого давления), завязанную на магистральные газопроводы (трубопроводы высокого давления).
Хотя, быть может, к тому времени жители сельской местности полностью перейдут на печное отопление, а городов — на «буржуйки», как это случилось в Грузии в 1990‑х, когда население массово распиливало на металлолом батареи центрального отопления. Это и станет апогеем евроинтеграции Украины.