Труба, земля, порты: кому достанутся самые лакомые куски Украины?
Валерий Иванчик
Правительство Украины декларирует необходимость снизить долю государства в экономике, несмотря на то, что этот показатель является одним из наиболее низких среди европейских государств — всего лишь 13%. Во имя сокращения доли государства в экономике планируется проведение широкомасштабной приватизации и земельной реформы. Аналитический портал RuBaltic.Ru решил разобрать, кому перейдут наиболее привлекательные активы Украины.
Газотранспортная система Украины и прочие энергетические активы
Верховная рада с подачи правительства Яценюка еще в 2014 году приняла закон, согласно которому юридическим лицам из США и стран ЕС разрешено передавать до 49% акций компании-оператора ГТС. Руководство НАК «Нафтогаз Украины» в эпоху Порошенко несколько раз заявляло о том, что ведет переговоры о передаче в концессию магистральных газопроводов, мотивируя это необходимостью привлечь инвестиции для модернизации «трубы», а также тем, что зарубежным юридическим лицам будет проще договориться с «Газпромом» о продлении транзита газа через Украину после 2019 года. Однако дальше деклараций о намерениях дело не зашло, и ГТС все еще сохраняется в государственной собственности.
В новом созыве Верховной рады, избранном летом 2019 года, был принят законопроект №2239-1, которым предусмотрено создание так называемого независимого оператора ГТС (самостоятельно принимает решения по использованию, эксплуатации, обслуживанию, планированию, развитию и финансированию ГТС).
Его выводят из состава группы «Нафтогаз» и передают компании «Магистральные газопроводы Украины», которая подчинена Министерству финансов. Нынешний министр финансов Украины Оксана Маркарова входит в орбиту влияния МВФ, будучи хорошо знакомой «мировой финансовой закулисе». Потому вероятность передачи ГТС в руки внешних кредиторов в нынешнем политическом цикле высока, как никогда ранее.
Среди прочих энергетических активов интерес представляет госкомпания «Центрэнерго» (эксплуатирует 3 ТЭС), которую правительство и Фонд госимущества планируют «пустить с молотка» в 2020–2021 годах. Впрочем, «Центрэнерго» было занесено в приватизационные списки еще в 2015 году правительством Яценюка.
В прошлом году приватизация сорвалась из-за того, что реальным претендентом на покупку был белорусский капитал, за которым, как полагала киевская власть, стояли россияне, а затем из-за инициированного Порошенко военного положения.
При Порошенко данное предприятие входило в орбиту влияния президентского окружения, перенаправлявшего прибыли от роста тарифов на электроэнергию в собственные карманы.
По состоянию на сегодняшний день «Центрэнерго» пытается взять под свой контроль Коломойский, используя примерно те же схемы, что и окружение Порошенко, то есть заводя лояльных людей в управленческие структуры предприятия. Видимо, как и в случае с портами, Коломойский будет блокировать приватизацию «Центрэнерго», присваивая прибыль и вешая издержки на государство.
За государственные пакеты распределительно-сбытовых компаний в сфере электроэнергетики (облэнерго) поборются Коломойский и Ахметов.
Небольшое преимущество есть у первого.
Морские порты
Планы по передаче морских портов в концессии либо их приватизации вынашивали еще правительства Яценюка и Гройсмана. К черноморским портам проявляли интерес компании из Китая, ОАЭ, Катара, но до конкретики так и не дошло.
Даже несмотря на коррупцию и контрабанду, морские порты Украины генерируют чистую прибыль в размере 100–200 млн долларов в год.
Посему порты остаются большой «кормушкой» для украинских олигархов (Коломойского, Ахметова, Авакова), которые контролируют «морские ворота» через лояльный менеджмент конкретных государственных портов и соответствующего органа центральной исполнительной власти в лице Администрации морских портов Украины.
Вероятно, статус-кво сохранится и в нынешнем политическом цикле, когда декларации правительства о намерении передать порты в концессии стратегическому зарубежному инвестору будут оставаться исключительно риторикой для внутренней и внешней аудитории, а реальный контроль над портами будет у олигархов, которые заблокируют попытки их передачи в руки третьих лиц.
Земля сельскохозяйственного назначения
В ноябре 2019 года в первом чтении был принят законопроект о снятии моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. По всей видимости, до конца 2019 или в начала 2020 года данный законопроект будет принят в целом и вступит в силу под конец следующего года.
Пока непонятно, будут ли иметь доступ иностранцы (физические и юридические лица) к покупке земель сельскохозяйственного назначения, ныне пребывающих в государственной собственности (таковых порядка 10 млн га). Возможно, подобные ограничения будут-таки внесены в законодательство, но иностранцы начнут использовать разнообразные лазейки для приобретения земли.
Из крупных зарубежных игроков наибольший интерес к украинской земле сельскохозяйственного назначения наличествует у США, Саудовской Аравии, Китая.
Недавно в розыск был объявлен Олег Бахматюк, владелец агрохолдингов, совокупный земельный банк которых составляет 500 тыс га. Уголовное преследование бизнесмена, входящего в топ-10 украинского Forbes, указывает на намечающийся передел в агросекторе.
За активы Бахматюка сразятся его конкуренты по агробизнесу, а в целом за землю грядет битва между украинскими латифундистами, региональными элитами, иностранным капиталом, криминальными структурами.
Интеллектуальные и трудовые ресурсы
Польша, Россия, Словакия, Венгрия, Чехия, Литва, Эстония — в этих странах украинцы занимают первое место по количеству иностранных работников. Востребованы как высококвалифицированные специалисты, так и работники без квалификации.
Одним из предвыборных лозунгов Владимира Зеленского был возврат украинских трудовых мигрантов в родные края, а Игорь Коломойский заявлял, что сальдо миграции за 5-летний президентский срок будет одним из главных показателей успешной деятельности Зеленского на посту главы государства.
Зеленский анонсировал программу доступных кредитов для тех украинцев, которые решат вернуться на родину, однако насколько успешным будет этот шаг, покажет время.