Латвийская налоговая реформа реализуется в интересах получателей сверхкрупных зарплат
Андрей Стариков
Латвийские правящие решили перенастроить систему налогообложения. Руководством к действию служат основные принципы налоговой политики на 2018–2021 годы, разработанные Минфином. Декларируемая цель реформы — снижение социального неравенства, защита работников. Реально же предлагаемые нововведения защищают лишь крупный бизнес и получателей сверхвысоких зарплат. Платить за это будут малые предприниматели и рядовые трудяги.
Реформа предполагает две ставки подоходного налога с населения: 20% для доходов до 45 тыс. евро в год и 23% для доходов свыше 45 тыс. евро. Необлагаемый минимум будет повышен до 250 евро в месяц, льготы на иждивенцев увеличены со 175 до 250 евро. С 380 до 430 евро вырастет минимальная оплата труда. Налог солидарности будет отменен.
Рецепты Минфина также предполагают нулевую ставку налога на реинвестированную прибыль, а вот малым бизнесменам-кустарям реформа не сулит ничего хорошего: лимит оборота микропредприятий предложено снизить со 100 000 евро до 40 000 евро. Превысил ограничения — плати по полной, и никакого облегченного режима.
Компенсировать «просадку» в бюджете от таких нововведений правящие намерены повышением акцизов на алкоголь, табак, топливо.
Старт реформы намечен на 1 января 2018 года. Ее цель — защитить работников от произвола работодателей, уменьшить социальное неравенство, рассказывает
Странная реформа. Именно наемный работник пострадает от нее больше всего. Одной рукой правительство что-то дает, другой — отнимает в два раза больше. Прибавок к необлагаемому минимуму не повысит доход от малых зарплат, а вот рост акцизов, особенно на горючее, запустит инфляцию. Жизнь подорожает. Отмена налога солидарности, в свою очередь, улучшит реальные доходы лишь получателей больших и стабильных окладов. Где же тут сокращение социального неравенства, господин премьер?
Будет страдать малый и средний бизнес — будут страдать наемные работники.
Повышение минимальной заработной платы с 380 до 430 евро обойдется предпринимателям в 13 млн евро. Оклад работнику в 430 евро означает расходы для работодателя в 532 евро. Непосильное бремя, особенно в регионах. Около 20 тыс. малых предприятий просто не выдержат этого, бьет
Еще до анонса реформы 14% латвийских предпринимателей планировали сокращать работников, а 48% из них критически оценивали общее состояние экономики республики. Рецепты Минфина заставляют число таких пессимистов расти.
«Фактически реальную налоговую массу генерируют 360 тысяч работающих», — говорит член совета Латвийской ассоциации торговцев предприниматель Раймонд Ниперс. Реформа заставит многих из них упаковать чемоданы. Если реальная цель правительства — отъезд беднейших жителей за рубеж, то цель эта будет достигнута.
Экономически куда важнее сегодня было бы не ворошить налоговую систему, а заняться пересмотром расходных позиций бюджета.
Реальная борьба с бюджетным дефицитом может быть только такой. Но латвийские правящие демонстрируют отчетливый «синдром самосохранения». В госсекторе трудятся 250 тыс. человек — вдвое больше среднеевропейского значения в перерасчете на количество жителей. Сокращать их никто не планирует.
Реформа Минфина и его руководителя Даны Рейзниеце-Озолы выгодна ряду крупных компаний и получателям сверхвысоких зарплат. Лоббистские возможности этих бизнес-элит значительно выше, чем у мелких кустарей и бедных наемных рабочих в регионах.
Их представители нахваливают проект реформы, обещают поддержать талантливую министра финансов, если та захочет потеснить на посту премьер-министра блеклого Мариса Кучинскиса, пишет президент Союза журналистов Латвии Юрис Пайдерс.
Именно поэтому латвийские правящие и близкие к ним «высокозарплатники» проигнорировали альтернативное предложение налоговой реформы от экспертов Всемирного банка (ВБ) — трехуровневую шкалу налога вкупе с необлагаемым минимумом. Проект неактуален, вынес вердикт глава Управления монетарной политики Банка Латвии Улдис Руткасте.
Конечно, рецепт ВБ едва ли был релевантен латвийским реалиям. При нынешней доле «теневого» сектора прогрессивная шкала лишила бы и без того дефицитный бюджет ощутимой части налоговых поступлений. Но реформа Минфина множит дефицит схожим образом — причина неприятия проекта Всемирного банка в другом.
Доходы получателей сверхкрупных окладов после реализации такого проекта снизились бы на 10%. Лучше взять с бедных, переворошив под это всю налоговую систему.Ни в одной развитой стране мира не проводится всеобъемлющая налоговая реформа. Налоги приспосабливаются к конкретной ситуации, решают конкретные проблемы, а не «создают всё новые потрясения», справедливо ругает минфиновские рецепты экс-президент Латвии Андрис Берзиньш.