Экономика Экономика

Электроэнергия для литовцев не будет дешевой

В прошлом году Литва «шагнула» в единую скандинавскую энергосистему, соединив себя со Швецией подводным кабелем NordBalt. Смычка понизила цены, политики возгордились. Но «энергетическое счастье» обещает оказаться коротким: эксперты прогнозируют рост цен на Североевропейской электроэнергетической бирже. Мало снега, мало воды, скандинавские ГЭС снижают производство. Тем временем стоимость газа, на котором работает большинство мощностей по генерации электричества в самой Литве, растет, газпромовская скидка заканчивается в середине года, производящее энергию оборудование давно изношено и требует замены.

После закрытия Игналинской АЭС под давлением Брюсселя в 2009 году порядка 80% электроэнергии Литва покупает у соседей. В январе 2017 года импорт из Швеции составил 17%, импорт из Латвии, Эстонии и Финляндии — 42%, импорт из Польши — 4%, импорт из третьих стран (России и Беларуси) — 37%. Собственная генерация сократилась: производство ветряных электростанций снизилось на треть в сравнении с декабрем. Потребность в электричестве из-за морозного начала года выросла на 5%.

Литовский энергетический догматизм снова обещает потребителям дополнительные расходы. Цены на электричество для прибалтийской республики в этом и следующем году могут серьезно подскочить, прогнозируют
эксперты Enefit, дочернего предприятия крупнейшего производителя энергии в Прибалтике Eesti Energia.

В Швеции и Финляндии, где Литва закупает существенную долю электроэнергии, выпало мало снега. ГЭС не хватает воды. Гидроэлектростанции вынуждены снизить производство дешевого электричества. По словам гендиректора Enefit Яниса Бетхера, нехватка воды и снега может поднять окончательную цену на электроэнергию на 3–5%. Растущие цены на газ также могут оказать негативное влияние, отмечает эксперт.

Янис Бетхер
В этом году стоимость электричества в Литве будет обусловлена тремя факторами: ситуацией на Североевропейской электроэнергетической бирже (Nord Pool Spot), нефтегазовыми котировками, политическими решениями.

После запуска в феврале прошлого года дорогостоящих шведско-литовской и литовско-польской энергосмычек NordBalt и LitPol Link прибалтийская республика смогла диверсифицировать источники импорта. Средняя стоимость электроэнергии упала: c 1 июля 2016 года цена электричества для клиентов Energijos skirstymo operatorius снизилась примерно на 5%

.

«Работа новых смычек NordBalt и LitPol Link превысила наши ожидания. Мы с латышами — единственные среди балтийских и северных стран, где рыночная цена электроэнергии снизилась в прошлом году», — специально для пресс-релиза радуется глава компании Litgrid Дайвис Вирбицкас. 

Но вот незадача: на самом деле стоимость электричества для латвийского потребителя за прошлый год выросла аж на 26,8%, сообщает Eurostat. Скачок был связан с либерализацией рынка и тем, что цены были отпущены «в свободное плавание».
Дайвис Вирбицкас

Полуправда в словах Вирбицкаса всё-таки есть: в Литве электричество дешевело. Не из-за грамотной политики и тотемных энергомостов, причина проще — погодные условия. Цена зависит от объемов выработки на гидроэлектростанциях и ветроэлектростанциях северных стран. Эти объемы, в свою очередь, обусловлены ветрами, половодьями, паводками. Вот и приходится официальному Вильнюсу молиться высшим силам: просить послать правильную погоду и опустить цены на электроэнергетической бирже Nord Pool Spot.

Второй фактор ценообразования электроэнергии — стоимость нефти и газа — более «рыночен». Углеводороды обещают дорожать.

В ноябре прошлого года государства ОПЕК договорились сократить объемы добычи «черного золота». Если добывающие страны выполнят свои обещания, цены поднимутся до 60 долларов за баррель, прогнозируют аналитики Goldman Sachs, Nomura, Bernstein, Barclays. Эксперты международной консалтинговой компании Wood Mackenzie, предоставляющей услуги в сфере отраслей топливно-энергетического комплекса, и вовсе рисуют цену в 70 долларов.

Следом подорожает газ, следом — электроэнергия для литовцев, так как большая часть мощностей по ее производству в республике работает на «голубом топливе». Кроме того, в середине года у Литвы заканчивается газпромовская скидка, предоставленная российским газовым гигантом еще в 2014 году, — цены подрастут и для домохозяйств, и для предприятий.

Третий фактор — политический. В середине года правительство Саулюса Сквернялиса планирует представить обновленную Национальную стратегию в сфере энергетики. От ее содержания, целей и задач также будут зависеть цены.

Стратегия более дешевого импорта электричества не вечна, подчеркивал экс-министр энергетики Литвы и нынешний глава Минтранспорта Рокас Масюлис, нужно развивать свою генерацию.Имеющееся в республике оборудование для производства электроэнергии в 2020–2023 годах должно быть заменено на новое, что, безусловно, скажется на стоимости.

Рокас Масюлис

Никуда не исчезнет и литовский энергетический догматизм. Идея фикс консерваторов — независимость от тоталитарных восточных поставщиков — отлично прижилась в новом «лево-зеленом» правительстве Сквернялиса. Вильнюс продолжает свой крестовый поход против БелАЭС, продолжает смаковать идею о выходе из энергокольца БРЭЛЛ, лишая себя теоретически самого дешевого источника — атомной электростанции в соседней Беларуси. Ожидать дешевого электричества литовцам не приходится.