Норвежские хозяева клайпедского СПГ-терминала не берут на работу литовцев
Денис Лепский
В Литве постоянно культивируют тему борьбы за энергетическую независимость от России. В конце 2014 года страна приобрела судно-газохранилище Independence, на которое стали поставлять дорогостоящий сжиженный природный газ (СПГ) из Норвегии. Сегодня литовские власти уже на официальном уровне признают, что этот проект крайне убыточен для экономики, но на этом скандалы с терминалом СПГ не заканчиваются.
Накануне терминал СПГ
Ложь президента
Литва безуспешно ведет пропагандистскую кампанию, связанную с энергонезависимостью, бремя которой лежит на налогоплательщиках, вынужденных втридорога платить за норвежский газ. Инициатор и главный двигатель этой кампании — президент Литвы Даля Грибаускайте
Глава Литовской Республики дезинформирует не только литовское общество, но и всю мировую общественность: в своих речах и комментариях прессе она постоянно подчеркивает, что «Литва построила свой терминал для сжиженного газа и стала энергетически независимой», хотя это не имеет ничего общего с реальностью. Литва лишь арендовала терминал у Норвегии. Последняя же заказала и купила его у Южной Кореи.
Ведущие европейские и американские издания сознательно или же по глупости проглатывают информацию президента Грибаускайте и подчеркивают свое восхищение борьбой маленькой, но очень гордой прибалтийской республики против большой и «страшной» России. К сожалению, их совершенно не интересует, что жители Литвы страдают от этого решения и если Литва отчасти стала энергетически независимой, то граждане страны стали полностью зависимы от «дорогой игрушки» — терминала СПГ, на который ежедневно из карманов простых людей уходят сотни тысяч евро.
За один день аренды терминала СПГ литовцы платят около 170 тыс. евро, а в год — больше 61 млн евро.
Литва стала Сингапуром
Комичность всей ситуации с «энергетическим проектом независимой Литвы» заключается в том, что судно-газохранилище Independence не только не имеет никакого практического отношения к Литовской Республике, но, более того, стоит в Клайпедском порту под флагом Сингапура.
Морская общественность Литвы в лице Союза капитанов в интервью местной газете Klaipėda раскрыла противоречивую информацию. Оказывается, на «литовском» терминале не работает почти ни одного литовца. Команду операторов формируют преимущественно норвежцы, хорваты, латыши и уроженцы прочих стран. При этом нехватки в литовских специалистах нет, их просто никто туда не берет и даже не стремится привлекать на работу.
«Не настало ли время начать решать вопрос относительно отправки наших моряков на судно Independence. Сейчас его команду формируют крюинговые компании из Хорватии и Латвии, но не Литвы», — говорит глава Литовской ассоциации морских капитанов Юозас Лиепонюс.
По его словам, множество литовских моряков работает на танкерах, газовозах, много литовцев работает и на нефтяных вышках по всему миру. В Литовской морской академии также готовят соответствующих специалистов. Капитан Лиепонюс удивлен тем, что государство не способствует привлечению своих граждан к работе на терминале, который власти представляют одним из важнейших отечественных проектов за весь период независимости.
Существует и другая точка зрения: ряд специалистов из Литовской морской академии и моряки утверждают, что власти Литвы не могут повлиять на то, чтобы литовцев брали на работу на терминал. Это решение может принимать только руководство норвежской компании Hoegh, которой выгодно работать с теми же хорватами: у них есть опыт, но «стоят они гораздо дешевле» литовцев.
Преступные ошибки
Морская общественность и Союз капитанов утверждают, что вина за такое отношение норвежцев к Литве лежит на властях, а именно на тех, кто готовил этот проект и подписывал соглашения об условиях аренды с компанией Hoegh. Инициаторами аренды терминала СПГ, напомним, были литовские консерваторы, которые в период с 2008‑го по 2012 год стояли у власти.
Основная вина лежит на тогдашнем премьере-консерваторе Андрюсе Кубилюсе и его Кабинете министров, которые и занимались оформлением документов с норвежцами. В итоге выясняется, что договор нарушает интересы Литвы, но консерваторов это, очевидно, вообще не волновало.
Также капитаны возмущены тем фактом, что так называемый символ литовской энергонезависимости зарегистрирован под флагом Сингапура. Ведь это даже не страна ЕС, не страна НАТО, а совершенно чуждое и далекое государство, сетуют представители морской общественности.
Союз капитанов призывает власти разобраться с этой ситуацией. По данным клайпедской прессы, его члены написали серию официальных обращений в правительство и ряд отдельных учреждений, которые должны разобраться с тем, какое место занимает терминал СПГ в жизни литовского общества.
Помимо этого, Союз капитанов напоминает о том, что Литва готовится выкупить судно у норвежской компании, но, когда это произойдет, страна банально рискует потерять контроль над судном. Сегодня никто не гарантирует, что работающие сейчас на нём хорваты и представители других стран, нанятые руководством Hoegh, захотят остаться. Вполне возможно, что компания уведет своих спецов с собой на другие терминалы и Литве нужно будет спешно искать и готовить новых работников, а это очень непростая задача.