«Бюджет Латвии 2016 года напоминает "затягивание поясов"»
Андрей Солопенко
Государственный бюджет является одним из важнейших финансовых документов, определяющих цели и задачи страны на будущий год. Окончательный вариант бюджета на 2016 год будет передан на утверждение парламента лишь в конце месяца, но уже сейчас поступающая информация о принимаемом документе позволяет сделать вывод, как Латвия будет жить в ближайшее время. О том, что может ожидать жителей страны в случае принятия нынешнего бюджета, порталу Rubaltic.Ru рассказал депутат Сейма, заместитель председателя фракции «Согласие» Валерий АГЕШИН.
- Г-н Агешин, не так давно Вы выступили с резкой критикой проекта бюджета на будущий год. Скажите, пожалуйста, что именно в нём не устраивает Вашу партию?
- Прежде всего, хочу подчеркнуть, что пока все оценки являются предварительными, так как в парламенте дискуссии по бюджету ещё не начинались, а в правительстве, думаю, что ещё и не закончились. Рассмотрение бюджета в Сейме начнётся 30 сентября, а завершится 5 ноября. На мой взгляд, достаточно странным выглядит то, что в правительстве бюджет обсуждался за закрытыми дверями, а информация о нём просачивалась дозировано. В этом проекте миллионы выделены для силовых структур и предусматривается повышение налогов, что входит в определённое противоречие с установками и обещаниями не только нашей партии «Согласие», но и даже самой коалиции.
- А что является приоритетом партии «Согласие» и куда необходимо бы направить финансирование в первую очередь?
- Нашими приоритетами остаются образование, медицина, социально незащищённые пенсионеры, развитие регионов. Мы не говорим, что на силовые структуры не выделялось денег, но именно силовые структуры, армия, правоохранительные органы в этом бюджете остаются в выигрыше. Конечно, говорить, что защищать свою страну не надо, это неправильно, и если деньги будут с толком потрачены, например, на борьбу с нелегальной миграцией, то это можно только приветствовать. В то же время, у нас нет уверенности, что выделенные этим структурам средства будут потрачены с умом, на фоне так называемых «геополитических вызовов и угроз».
- Может ли «Согласие» поддержать нынешний проект бюджета?
- Если быть объективным и говорить о плюсах этого бюджета, то единственное, о чём можно дискутировать – это введение прогрессивного подоходного налога, так называемого «налога солидарности». Правда, кажется, что коснётся он только узкой группы лиц – от 4 до 5 тысяч человек, получающих зарплату свыше 4 тысяч евро. Мы однозначно будем работать над тем, чтобы эту категорию лиц расширить. Эту идею о прогрессивности, которая является краеугольным камнем многих социал-демократических партий Европы, мы поддерживаем, но также считаем, что её нужно развивать, понижая эту планку доходов.
В то же время, по проекту бюджета чувствуется, что Латвия становится всё меньше – размеры страны в экономическом плане уменьшаются, потому что уехавшие на заработки люди не возвращаются.
Мы будем вносить в бюджет соответствующие предложения, чтобы привести его в приличный вид, но если они будут отвергнуты, то мы совершенно определённо проголосуем против него. Так как мы с очень большим недоверием относимся к тем, кто этот бюджет готовил. На мой взгляд, авторов бюджета можно назвать «неэффективными менеджерами в правительстве». У нас нет оснований им доверять и, кроме того, мы по определению не можем поддержать и не поддержим запланированное в бюджете повышение налогов, хотя ясно, что эти вопросы по налогам будут главным предметом дискуссии при рассмотрении бюджета в парламенте после передачи данного проекта в сейм.
- Латвийское правительство опять решило залезть в карман к своим жителям? С чем, по Вашему мнению, связано это очередное повышение налогов и какие конкретно налоги предусмотрено повысить?
- Все налоговые изменения, которые предлагаются, представляются мне достаточно внезапными. По сути дела, бюджет 2016 года будет бюджетом «затягивания поясов», если, конечно, ничего не изменится. Причины здесь заключаются в том, что это недобор прироста ВВП, на что, несомненно, повлияла «война санкций» между Евросоюзом и Россией, а также существенное увеличение расходов на оборону. Для решения этой проблемы можно было пойти двумя путями: или урезать расходы министерств, или же повысить налоги. Похоже, правительство собирается идти по второму пути и будет повышать налоги. Но могу сказать, что, на мой взгляд, правительство собирается «затягивать этот пояс у народа на шее». Это напоминает те меры, которые осуществлялись в 2008–2009 году в разгар экономического кризиса. Тогда был глобальный кризис и падение ВВП. Однако сегодня все эти меры не стыкуются с бодрыми отчётами, что рост ВВП в Латвии опережает все прогнозы. Также, если государство хочет получить дополнительную сумму в казну, то мне кажется, что помимо прогрессивного налога нужно серьёзно проанализировать идею о снижении, а не о повышении налогов. При повышении налогов бóльшие суммы просто не будут получены в бюджет, тогда как при понижении у предпринимателей будет меньше желание убегать от уплаты налогов, и, стало быть, будут обеспечены бóльшие налоговые поступления.
Кроме того, интересно, что в этом проекте бюджета видно несоблюдение обещаний правительства, которые прозвучали год назад в период парламентских выборов. Например, в 2016 году правительство, вопреки обещанному, не планирует снижать ставку подоходного налога с населения на 1%. Также предусматривается повышение акциза на топливо, тогда как удорожание горючего автоматически отразится на стоимости и других товаров и услуг. Ещё предусматривается повысить акциз на алкоголь и на табак.
Минимальную же заработную плату предлагается повысить с нынешних 360 евро на бумаге до 370. Но в течение этой недели госпожа Страуюма бросалась разными цифрами, по поводу того, насколько она всё же будет повышена. Разве это серьёзный подход? Думается, что у правительства нет никакого плана. Также это увеличение на 10 евро означает, что люди получат на руки лишь на 7 евро больше, хотя в казну дополнительно поступит 5,5 миллионов евро – подоходный налог плюс социальный налог. Так что и здесь не всё так просто.
Ещё я не исключаю, что к 2017 году правительство будет поднимать и основную ставку НДС, которая сейчас составляет 21%. Правительству же нужно как-то наполнять бюджет и, похоже, оно уже решило, как оно это будет делать. И возвращаясь к тому, что я говорил – мы не можем поддержать повышение налогов, а значит, не можем поддержать данный бюджет. Когда правительство пытается отобрать у жителей Латвии последнее, подняв налоги, то это вежливо называется «консолидацией бюджета». Недаром это выражение очень не нравится и самим министрам, они стараются его избегать. У всех свежи в памяти события 2008–2009 годов, когда некоторые должностные лица утверждали, что экономический кризис Латвию минует, и она будет «тихой гаванью», а что произошло потом, известно всем.
- Как Вы думаете, будет ли данный бюджет принят в нынешнем виде?
- Это очень тяжёлый вопрос, и, как это ни парадоксально, он совсем не имеет отношения к экономике. Это чисто политический вопрос, потому что правительство раздирают серьёзные противоречия. Партии правящей коалиции до сих пор не пришли к консенсусу по поводу бюджета, как бы они не пытались делать «хорошую мину при плохой игре». Столкнулись интересы многих разных спонсоров, и партии власти лишь сделали вид, что договорились, а на самом деле это совсем не так. Об этом свидетельствует пример об услугах рынка азартных игр, который почему-то выпал из списка объектов и на который планировалось повысить налоги, что казалось было бы правильно и логично.
Я думаю, что если хотя бы одна из трёх правительственных партий будет недовольна ходом принятия бюджета и его обсуждением в Сейме, то она просто его не подержит вместе с оппозицией, и тогда правительство падёт.
И это уже явно политический вопрос. Так что нельзя исключать, что если интересы кого-нибудь из партнёров по «террариуму друзей» не будут удовлетворены, они могут спрыгнуть с этого поезда.