Цену энергонезависимости Литвы назначают политики, а платят люди
Борис Марцинкевич
В Литве в конце июня за несколько дней цены на электроэнергию выросли на 13% и превысили 50 евро за мегаватт-час. Такой резкий скачок не может не вызвать удивления. На самом же деле для того, чтобы понять, что происходит с ценами на электроэнергию в Литовской республике, требуются только хорошая память, логика и знание статистики. Давайте пробежимся вместе с вами по нехитрой цепочке.
«Объемы производства на ветряных электростанциях уменьшились почти наполовину». Прочитайте эту фразу несколько раз — вдруг удастся понять, о чем идет речь. Где, в каком месте стоят эти загадочные электростанции? Если выработка стала меньше почти на 50%, то почему рост цены — всего 13%? Когда состоялось такое безветрие, какое отношение к этому имеет Литва? Значит, причина не в этом.
В 2009 году окончательно остановлены оба реактора Игналинской АЭС — таким было решение правительства Литвы. С этого момента Литва стала энергодефицитным государством, зависимость от импорта электроэнергии поставила крест на энергетической безопасности страны.
Какая уж тут безопасность, если 75% энергии нужно добывать на внешних рынках, согласуя эти закупки с пропускной способностью электросетевого хозяйства?
Если же говорить о собственной выработке электроэнергии, то надо отметить бесхитростный факт — соглашаясь закрыть Игналинскую АЭС, Литва поставила себя в полную зависимость даже не от России, а конкретно от одной компании, которая называется «Газпром». Если отбросить Каунасскую ГЭС с ее 100 МВт установленной мощности, то все остальные электростанции Литвы работают на природном газе.
Не Россия и не «Газпром» навязали Литве зависимость, все было ровно наоборот. Если образно, то некий «главный энергетик Литвы», застенчиво войдя в кабинет президента «Газпрома», робко проговорил: «Владейте нами, ибо земля наша, хоть и невелика, бардака имеет огромное количество». Алексей Миллер не перечил — не более того.
Была ли информация о том, что «Газпром» резко уменьшил количество поставляемого в Литву газа? В страну он приходит из Инчукалнского подземного газового хранилища на территории Латвии и через магистральный трубопровод Минск – Вильнюс. Нет, ничего подобного не было, да и быть не могло, ведь по еще одному газопроводу Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград получает голубое топливо российский эксклав, Калининградская область. «Газпром», безо всяких причин нарушающий договорные отношения с Литвой и ставящий на грань коллапса Калининградскую область, — это даже не смешно. Значит, причина скачка цены электроэнергии — не тут.
С того момента, как Литва выставила у причала Клайпеды регазификационное судно Independence, республика стала получать сжиженный природный газ (СПГ) из Норвегии и даже из Соединенных Штатов. Появлялась ли информация о том, что вдруг не стало СПГ? Нет, не поступало, то есть и это не причина для скачка цены электроэнергии.
Итого — проблема не в гипотетическом падении объема производства на территории Литвы. Остается разбираться, кто из внешних поставщиков снизил объем поставок.
Литва соединена линиями электропередач с Латвией, Польшей, Белоруссией и Россией и подводным кабелем — со Швецией. Поставки электроэнергии из Польши в Литву по статистике 2017 года составили 5% от потребленного Литвой — нет смысла даже рассматривать.
С Белоруссией Литва постаралась прекратить все закупки, реально обрубив линии электропередач и повалив столбы — тоже нет смысла ничего изучать.
Производство электроэнергии в Латвии — это каскад ГЭС на Даугаве, июнь — законченный сброс воды, накопленной во время весеннего паводка. Что говорит статистика? Поставки электроэнергии из Латвии в июне по сравнению с маем снизились на 79%. Вот часть разгадки — против законов природы никакие постановления правительств и голосования в парламентах не работают.
Кто в таких случаях компенсирует потери? Самый крупный поставщик электроэнергии в Литву — ух ты, какая неожиданность! — Россия, осуществляющая эти поставки по энергетическому кольцу БРЭЛЛ.
31% от общего объема импорта по статистике 2017 года. А что в России? А в России на Смоленской АЭС — планово-предупредительный ремонт энергоблоков. Плановый в буквальном смысле этого слова, никаких ЧП, никакой внезапности.
Но Литва закупает электроэнергию на бирже. При этом европейские правила долгосрочных контрактов не предусматривают, а Литва, как известно, желает выполнять все правила ЕС. Потому и договориться с Россией где-нибудь так зимой — не могла и не хотела.
Россия и ее Росатом планово снизили объем генерации на время проведения профилактического осмотра реакторов, Единая Энергетическая Система в лице Системного Оператора все это заранее учла, в результате Россия свои проблемы решила, а у Литвы не получилось.
Хотите быть на 100% европейской страной — будьте, это большое удовольствие, а за удовольствие всегда приходится приплачивать.
Второй по объему поставщик электроэнергии в Литву — Швеция, 27% по итогам 2017 года. Почему не помогла? Структура генерации электроэнергии в Швеции не секретна, справочники все знают: 40% — ГЭС, 40% — АЭС, все прочее — возобновляемые источники энергии (ВИЭ) разного вида.
Про ГЭС повторять ничего не надо — все слова уже были сказаны, когда про Латвию рассуждали. Что с АЭС? Да, тут на русском языке ничего найти не удастся, не балуют нас СМИ такими подробностями. Но АЭС Швеции никогда секретными не были, проблема только прочитать
Как там обстояли дела на ветровых электростанциях — совершенно неважно, производство электроэнергии в Литве на «мельницах» исчисляется единицами процентов. Что в итоге?
Если летом, когда происходит обусловленный законами природы спад выработки электроэнергии на ГЭС, одновременно идут ремонтные работы на АЭС Швеции и России, население Литвы оплачивает радость своего правительства от разорванных отношений с энергетиками Белоруссии.
Если Литва желает выполнять все регулы Евросоюза и добровольно сворачивает сотрудничество в рамках энергетического кольца БРЭЛЛ, за такое удовольствие платит население Литвы. «Ничто не ново под луной», как говаривал кто-то из древних мудрецов: независимость от здравого смысла — дорогое удовольствие. Остается поздравить Литву с этой независимостью и повторить, что этот выбор ею был сделан совершенно добровольно.
В итоге население и предприниматели Литвы из своих карманов оплачивают политику, проводимую руководством республики. Сказанное не носит оттенка злорадства.
Литва имеет полное право распоряжаться своей независимостью так, как считает нужным. Дорого — зато без Белоруссии. Дорого — зато по правилам ЕС, без использования возможностей, предоставляемых БРЭЛЛ. Вполне возможно, что литовцам это нравится.