Экономики прибалтийских стран опять не оправдали ожиданий
Андрей Стариков
Ожидания в отношении Прибалтийских республик снова оказались слишком оптимистичными. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) скорректировал прогноз экономического роста Латвии, Эстонии и Литвы в сторону понижения. Евробанкиры считают, что по итогам года официальная Рига сможет похвастаться увеличением ВВП на 2,2%, что на 0,9% меньше предыдущих оценок, Таллин – на 1,6% (-0,6%), Вильнюс – на 2,6% (-0,4%).
«В первом полугодии темпы роста ВВП трёх балтийских экономик были более медленными, чем прогнозировалось. В условиях безработицы и продолжающегося роста зарплат (в Эстонии и Литве – более чем на 7%) потребление домашних хозяйств остаётся основной движущей силой развития. Однако рост инвестиций разочаровал, особенно в Латвии, где из-за медленного освоения средств из фондов ЕС объём инвестиций в 1-м полугодии сократился примерно на 22%. Экспорт из стран Балтии несколько оживился, однако он остаётся слабым из-за сокращения транзита через Россию», – говорится в ноябрьском обзоре ЕБРР «Региональные экономические перспективы» (Regional Economic Prospects).
Ранее прогнозы экономического роста для усмирённых «балтийских тигров» снизил один из крупнейших скандинавских банков Swedbank
Чем ближе конец года, тем дальше от запланированных в январе-феврале величин находятся капризные экономики стран Балтии.
«Экспорт и инвестиции», – определяют тормозящие факторы развития Прибалтики западные прогнозисты. Если взглянуть на эти факторы в разрезе, становится ясно: экономика Прибалтийских республик – конструкция шаткая и ненадёжная. Инвестиции «завязаны» на средствах еврофондов. Пока Брюссель продолжает платить, статистические показатели демонстрируют формальный рост. В 2020 году европейская «подкормка» по старому союзному договору закончится.
Без евроденег прибалты, конечно, не окажутся. Приоритеты ЕС, связанные с развитием периферии, остаются в силе, а вот принципы раздачи дотаций обещают измениться. Времена, когда за брюссельский счёт возводились парки и фонтаны, закончились. Ответственные учреждения ЕС пришли к выводу, что займы дают гораздо больший эффект, чем гранты. В будущем средства из еврофондов будут чаще выделяться в виде кредитов, а кредиты предполагают возврат.
Что до экспорта, то тут ситуация предельно понятна. Лоббируя антироссийские санкции, прибалты стреляли себе же в ногу. Пострадавшие от эмбарго бизнесмены не нашли альтернативу России, гласит недавний доклад латвийского Министерства земледелия.
Вопреки обещаниям политиков, рижские шпроты так и не смогли снискать себе место на полках китайских и латиноамериканских гипермаркетов.
Страны Балтии издавна страдают хроническим дефицитом торгового баланса. Иными словами, покупают за границей существенно больше, чем продают. После потери части российского рынка ситуация усугубилась. В январе власти Латвии наконец признали, что введённое Россией продовольственное эмбарго нанесло значительный ущерб экономике страны. Латвийский экспорт в Россию сократился на четверть в рекордно короткие сроки, сообщила министр финансов Дана Рейзниеце-Озола.
Для сведения баланса прибалты не первый год распродают активы – недвижимость и предприятия – иностранцам, «продают» рабочую силу за рубеж, получая денежные переводы от своих эмигрантов. Недостающие для жизни средства добираются кредитами. За последние десять лет госдолг Латвии увеличился с полутора миллиардов евро до 9,5 миллиардов.
Определённый доход продолжали генерировать транзит и логистика. Но и здесь антироссийская политика малых Прибалтийских государств шла вразрез с их экономическими интересами. Транзит той же Латвии на 80% составляли грузы из России. В этом году латвийская экономика недополучила 180 млн евро из-за его сокращения, скоро недополучит ещё больше.
Кремль уже поставил перед крупнейшими перевозчиками страны политическую задачу: с 2020 года все без исключения российские грузы должны идти мимо портов Прибалтики. Пора прекратить подкармливать недружественные Москве режимы. С транзитом будет покончено.
Тормозной путь угасающего экономического роста Прибалтийских республик продлевало исключительно потребление домашних хозяйств, на что и указывают эксперты ЕБРР. Потребляли за счёт роста оплаты труда. Население разъехалось, специалисты в дефиците, вот и дерутся прибалтийские предприниматели за редкие высококвалифицированные кадры, взвинчивают зарплаты. Но когда производительность труда растёт на 4%, а минимальная заработная плата – в два раза быстрее, предприятия, особенно предприятия в регионах, несут потери. Падает занятость. Проседает бюджет. Опережающий рост зарплат в нездоровой экономике – просто фаза ходячего трупа, непродолжительный период мнимого благополучия при летальной болезни. Прогноз состояния больного в фазе ходячего трупа – мучительное угасание. Малорадостное резюме четверти века «вторых республик».