Литва теряет транзит: транспортные компании бегут из страны
Александр Носович
Десятки транспортных компаний ушли из Литвы, сменив регистрацию на другие страны Евросоюза. Представители транзитной отрасли объясняют бегство перевозчиков принуждением государства к увеличению зарплат дальнобойщиков при том, что логистический бизнес в Литве выживает с трудом и условия работы транспортников намного хуже, чем у соседей. Сложившуюся ситуацию называют угрозой национальной безопасности: без работы могут остаться десятки тысяч человек, а Литва потеряет транзитную отрасль.
В прошлом месяце правительство Литвы приняло решение о повышении зарплат водителей большегрузных машин. Сегодня коэффициент зарплат дальнобойщиков составляет 1,3 от минимальной зарплаты в Литве. Решено увеличить его до 1,65 минимальной зарплаты.
Благие намерения чиновников улучшить жизнь водителям большегрузов стали воплощением известной формулы «хотели как лучше — получилось как всегда».
Более 60 транспортных компаний уже сбежали из Литвы, поставив транзитную отрасль на грань структурного кризиса.
На экстренно собранных слушаниях в литовском парламенте транспортники объясняют: перед нами альтернатива — либо выводить бизнес в другие страны Евросоюза, либо банкротство.
«Для нас это будет болезненным решением. В нашей компании работают около 1000 человек, это увеличение расходов на 3,5 млн евро, а это очень много, мы ведь знаем, что прибыль была 2 млн. Эти расходы "съедят" нашу прибыль», — говорит директор международного альянса транспорта и логистики Hegelmann Transporte Томас Юргелявичюс. «Когда помножишь такие суммы, стоит задуматься, стоит ли иметь в Литве транспортный бизнес и расширяться», — заявил бизнесмен литовским политикам.
Когда стали разбираться в причинах кризиса, ожидаемо оказалось, что повышение коэффициентов — это не причина, а всего лишь последняя капля.
Проблемы литовской транспортной отрасли носят системный характер и связаны с плохими условиями бизнеса, которые создает бездарное государственное администрирование, бюрократизм и отсутствие реального интереса власти к росту экономики Литвы.
Поэтому выгоднее перевести бизнес в другие страны, чем развивать транспортный сектор на родине. Разоряющие логистические фирмы коэффициенты зарплат водителям оказались для бизнеса легким толчком в давно заданном направлении. В других странах никаких коэффициентов нет, но зарплаты у водителей выше, а условия ведения бизнеса — лучше.
«По расходам Польша — оптимальный вариант, само учреждение, лицензии, там расходы на это ниже. Когда компанию учредили, у нее есть шанс на получение финансирования с самого начала. Тут и пакет мобильности: Польша географически расположена более благоприятно; если учесть требование вернуться, будет меньше "пустых" километров по сравнению с Литвой. Что касается суточных, там не установлен коэффициент на них. Кроме того, в Польше существует хорошая конкуренция на рынке страхования», — заявил в литовском Сейме представитель транспортной компании Savesta Consulting Игнас Волбикас, подтвердивший, что только они уже перевели в Польшу 60 своих предприятий.
Литва может вовсе потерять транзитную отрасль: кризис уже наступил и при наихудшем варианте развития событий без работы могут остаться десятки тысяч литовцев.
Происходящее называют угрозой национальной безопасности Литвы. В национальной экономике всё взаимосвязано, и кризис в одной отрасли так или иначе отразится на других. Одиннадцать лет назад всю литовскую экономику накрыла грандиозная рецессия из-за кризиса в одном из секторов — банковском — когда лопнул пузырь на рынке ипотечного кредитования.
Сейчас ситуация схожая. Риск «эффекта домино» очевиден и не экономистам, при этом никто не знает масштабов, которые повлекут банкротство одних и эмиграцию других транспортных предприятий.
Примечательно употребление в этом контексте фразы «угроза национальной безопасности». Обычно в Литве ее употребляют, когда речь идет о «руках, ногах и прочих частях тела» Кремля. «Угрозу национальной безопасности» для Литвы представляют певец Григорий Лепс и актер Михаил Пореченков, шеф-редактор интернет-сайта Марат Касем и литовские худруки московских театров.
В устах литовского МИД и Департамента госбезопасности выражение превратилось в расхожий штамп для интересующихся от безделья политикой домохозяек, пенсионеров и городских сумасшедших, которым приятно щекочут нервы разговоры о «русской угрозе». К реальной политике безопасности эта шоу-политика с эстрадными звездами, «подрывающими устои» песнями, а также Машей и Медведем в роли «угроз» не имеет никакого отношения.
Когда национальная безопасность Литвы действительно находится под угрозой, виновником оказывается само Литовское государство, которое своей глупостью и ротозейством создает себе нешуточные проблемы.
Так было в прошлом месяце с пожаром на заводе автомобильных покрышек в Алитусе, который по уверению министра внутренних дел потушили, а он еще неделю горел, отравив ядовитыми испарениями весь Алитусский район. Так происходит сейчас с принудительным повышением зарплат дальнобойщиков.
Само по себе урегулирование нынешней кризисной ситуации больших сложностей не представляет. Повышение зарплатного коэффициента еще не ввели, и его легко не вводить.
Сложнее решить стратегическую проблему неэффективности литовской власти, которую лишний раз высветила история с транспортными компаниями.
Сами транспортники упорно подчеркивают: повышение коэффициента зарплаты стало подталкиванием падающих. И без него у транзитной сферы в Литве всё было не слава богу. Если бы публичные услуги, налоги, страховки в Литве были, как в Польше, то бизнес не перебирался бы в Польшу и зарплаты водителей были бы не ниже, чем в Польше и без всяких коэффициентов.
Однако создать выгодные условия ведения бизнеса для властей Литвы — задача, несоразмерная их способностям. Всё, на что их хватает, — заблокировать российским депутатам кабинки туалета в ПАСЕ и объявить угрозой национальной безопасности очередного победителя «Фабрики звезд».