Как «Росатом» брал под контроль энергетическую систему Литвы
Борис Марцинкевич
В конце сентября депутат литовского Сейма от партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» Лауринас Касчюнас оригинальным образом продемонстрировал бдительность в отношении национальной безопасности своей страны. Он разработал и подал на рассмотрение парламента законопроект, препятствующий деятельности российской госкорпорации «Росатом» в Литве. Согласно инициативе господина депутата, все подрядчики на стратегических объектах должны проверяться с точки зрения национальной безопасности. Аналитический портал RuBaltic.Ru попробовал разобраться в том, как молодые парламентарии Литвы понимают национальную безопасность и как ей могут угрожать российские атомщики.
Демонтируемая Игналинская АЭС — стратегический объект, поскольку допуск к работам на ней недостаточно квалифицированных специалистов способен покрыть национальную безопасность Литвы толстым слоем радиоактивной пыли от облученного в реакторах графита. Точно такая же участь ожидает и безопасность соседних стран — в зависимости от того, куда подует ветер.
Любого разумного человека такая перспектива приводит в оторопь, поскольку ведение работ на атомных электростанциях в строгом соответствии со всеми требованиями МАГАТЭ и есть главная стратегия. Но господина Касчюнаса беспокоит вовсе не это. Свое законодательное творчество он обосновал следующим образом: «"Росатом" и управляемая им компания Nukem, осуществляющая в качестве генерального подрядчика важные проекты по выводу из эксплуатации Игналинской АЭС, в то же время занимаются другими видами деятельности. "Росатом" планирует взять под контроль литовскую энергетическую систему и изменить геополитический курс Литвы, что ставит под угрозу нашу национальную безопасность».
Разбирая радиационно опасные материалы, скопившиеся на Игналинской АЭС, обустраивая надежные изоляционные хранилища для них, коварный «Росатом», по мнению Касчюнаса, будет одновременно захватывать литовскую энергетическую систему.
Здесь следует вспомнить, что энергетическая система Литвы — это электростанции, работающие на природном газе, система распределения, линии электропередач, подстанции и трансформаторные пункты. Очевидно, что в фантазиях депутата сотрудники «Росатома», перекладывая облученное ядерное топливо в транспортно-упаковочный контейнер, могут синхронно контролировать давление в газовом котле соседней электростанции.
Впрочем, пытаться понять ход мысли и логику этого представителя литовского истеблишмента — непосильная задача для жителей планеты Земля. Поэтому лучше разобраться, при чем тут вообще «Росатом», если все работы по демонтажу Игналинской АЭС ведет немецкая компания Nukem Technologies, выигравшая соответствующий международный тендер.
Сама компания была создана в Федеративной Республике Германия в 1960 году для реализации немецкого атомного проекта и специализировалась на операциях с урановой рудой, ее обогащением и формированием ядерного топлива. В настоящее время Nukem GmbH — один из ведущих мировых урановых трейдеров — приобретает сырье в России, Казахстане и Узбекистане, затем обогащает его на российских предприятиях и продает в страны Европы, Азии и Америки. В 2006 году была создана дочерняя компания Nukem Technologies для того, чтобы самостоятельно заниматься производством ядерного топлива для энергетических и исследовательских реакторов. Однако с этим бизнесом ничего не получилось: федеральное правительство Германии приняло решение о постепенном отказе от атомной энергетики.
Генеральный директор Nukem Technologies и в прошлом выпускник Московского энергетического института Ульф Кучер в этой ситуации не растерялся и предложил «простую» идею.
Раз немецкие АЭС подлежат закрытию, то нужно заниматься созданием технологий, которые позволят сделать это максимально безопасно.
Сегодня на счету Nukem Technologies вывод из эксплуатации АЭС «Каль» в Германии, энергоблока АЭС «Бреннилис» во Франции, фабрики по производству ядерного топлива в Германии. Объекты, на которых в разное время работали немецкие специалисты, находятся в Испании, Китае, ЮАР, Болгарии, Чехии и Украине. И вот эта компания, оказывается, «угрожает национальной безопасности Литвы»?
В 2009 году материнская Nukem GmbH приняла решение продать Nukem Technologies, чтобы не отвлекаться от основного бизнеса — международной торговли урановыми материалами. По согласованию с правительством Германии покупателем стала российская госкорпорация «Росатом», выплатившая продавцу 23,5 млн евро. Немного, но организационно Nukem Technologies — это 200 инженеров высочайшей квалификации и запатентованные технологии, никаких материальных активов.
В составе «Росатома» был создан своеобразный консорциум: Nukem Technologies работает в тесной кооперации с «НИКИМТ-Атомстрой» (Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии). Это компания, у которой есть собственный опыт демонтажа атомных реакторов советского производства и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. За 60 лет своей деятельности институт создал очень серьезную опытно-экспериментальную производственную базу. Демонтаж ядерных объектов редко бывает одинаковым, поскольку каждый объект имеет свой индивидуальный характер. Следовательно, и оборудование зачастую требуется не серийное, а буквально в штучных количествах. Так и сформировалась производственная база этого института.
В результате возник синергетический эффект: после того, как специалисты Nukem Technologies разрабатывают технологический проект для работы с очередным ядерным объектом, производством соответствующего оборудования занимаются сотрудники НИКИМТа.
Тем самым, сегодня великолепные «немецкие головы» укомплектованы золотыми руками российских профессионалов.
Что касается Игналинской АЭС, так тут литовским властям нужно молиться на Nukem Technologies и сдувать пылинки с ее инженеров. Электростанция была построена еще советскими специалистами, и любому другому победителю тендера пришлось бы годами добывать у руководства «Росатома» технические подробности проекта. А немецким инженерам подобного рода процедуры не требуются: за любой дополнительной информацией они могут в любой момент обратиться к российским коллегам и получить быстрый ответ.
И вот этот дуумвират, по мнению литовского депутата Касчюнаса, — «угроза национальной безопасности Литвы»? Неужели немецкая компания готова уничтожить собственноручно свою же репутацию, которая в таком деликатном секторе, как демонтаж ядерных объектов, ценится превыше всего?
У журналистов и экспертов нет права давать какие бы то ни было рекомендации литовским законодателям. Если парламентарии действительно захотят поставить на карту национальную безопасность своей страны, пусть голосуют за законопроект Касчюнаса. Скорее всего, в этом случае окончание демонтажа Игналинской АЭС не увидят не то, что дети нынешних депутатов, но и внуки с правнуками.