Экономика Экономика

Белорусы богатеют быстрее россиян и прибалтов

За последние семь лет Беларусь демонстрировала лучшую динамику роста доходов населения, сократив разрыв с Литвой и Латвией и даже обогнав в 2017 году Россию. На фоне неожиданных успехов белорусов жители трех Прибалтийских республик, россияне и украинцы несут экономические потери. Аналитический портал RuBaltic.Ru решил разобраться, как и по каким причинам изменяются реальные доходы населения Восточной Европы и Прибалтики.

Как зарабатывают, так и живут

Заработная плата — основной источник дохода экономически активного населения и один из ключевых показателей качества жизни в стране. Желание зарабатывать больше вполне естественно и часто определяет выбор человека: на кого учиться и где жить — в каком городе и какой стране.

В конце июля Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) опубликовал результаты мониторинга «Межстрановые сопоставления заработных плат в 2011–2017 годах». Специалисты сравнили зарплаты в России, Китае, Бразилии, странах СНГ, Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (ППС).

Основные выводы исследования: зарплаты в странах СНГ уступают доходам жителей ЦВЕ; Китай по уровню заработка граждан сравнялся с Россией; в 2017 году белорусские зарплаты оказались выше российских.

Аналитический портал RuBaltic.Ru решил сравнить доходы жителей стран Балтийско-Черноморской оси, используя примененную НИУ ВШЭ методологию.

Первым делом мы собрали данные о среднемесячных зарплатах в национальных валютах в Литве, Латвии, Эстонии, России, Украине, Беларуси, Румынии и Польше за 2011–2017 годы.

Табл. 1. Среднемесячные номинальные начисленные зарплаты в национальных валютах

Во всех рассматриваемых странах зарплаты за последние 7 лет выросли, но, разумеется, далеко не в одинаковых пропорциях: в Польше — всего на 20%, на Украине — в 2,7 раза, в Беларуси — почти в пять раз. Однако приведенные выше цифры не показывают, как реально изменилось качество жизни населения.

Экономики стран Восточной Европы идут разными путями

В период с 2011 по 2017 год экономические условия радикально менялись, а курсы валют были нестабильны. Так, страны Балтии отказались от национальных валют в пользу евро. Что касается Польши, то в течение пяти лет Варшавой рассматривался вопрос о возможности вступления страны в еврозону. Но с приходом к власти партии «Право и справедливость» тема была снята с повестки дня. Что касается перехода Румынии на евро, то министр финансов Баварии Маркус Зедер в сентябре 2017 года назвал такую возможность для Болгарии и Румынии «абсурдом».

Стоит отметить, что после присоединения к еврозоне Эстонии, Латвии и Литвы никакая другая страна ЕС не решилась прекратить печать собственных денег.

Что касается стран Балто-Черноморского региона, не являющихся членами Евросоюза, то здесь картина несколько иная. Так, в Беларуси в 2016 году прошла деноминация рубля: 10 000 белорусских рублей старого образца были заменены на 1 рубль нового. Средние зарплаты за 2011–2015 годы в таблице 1 указаны в пересчете на современные деньги. В реальности они исчислялись миллионами.

Пять миллионов белорусских рублей до деноминации. Фото: wikimedia.org

В валютной системе России и Украины в 2014–2015 годах также произошли изменения. Главным образом они проявились в виде девальвации национальных валют: российский рубль по отношению к доллару подешевел почти в 2 раза, а гривна — в 3,3 раза.

Наши зарплаты в «грязных зеленых бумажках»

Воспользовавшись среднегодовыми обменными курсами валют, мы перевели зарплаты в доллары и получили следующие результаты.

Табл. 2. Заработная плата в долларах по номинальному валютному обменному курсу в 2011–2017 годах

Однако и эти цифры также не в полной мере отображают реальную экономическую обстановку среди населения. Исходя из данных в таблице 2, можно сделать три основных вывода. Во-первых, уровень зарплат в Литве и Латвии существенно выше, чем в России и Беларуси. Во-вторых, в Эстонии в среднем зарабатывают больше, чем в Польше. В-третьих, Латвия по уровню средней заработной платы превосходит Румынию.

Подобные выводы верны лишь отчасти и при определенных условиях. Допустим, гастарбайтер из Украины или Беларуси получает зарплату в Польше и тратит все заработанные кровные в родной стране. Очевидно, что на практике это невозможно. Трудовым мигрантам и «челночникам» приходится ходить в магазины, парикмахерские, взаимодействовать с госорганами и платить за жилье в стране пребывания, а значит, платить по ее ценам.

Наши зарплаты и покупательная способность

Стоимость жизни — цены на одни и те же продукты и услуги — разнится от страны к стране. Обменные курсы валют эту разницу не учитывают. Во-первых, на многие товары и услуги цены формируются на местах, а не на международных рынках.

Например, в начале 2017 года стоимость электроэнергии в России составляла 3,1 рубля за 1 кВт/ч, в Литве — 7,5 рубля, а в Латвии — 10,4 рубля. То же самое касается газа и воды, а значит, цен на жилье и различные услуги.

Во-вторых, валютный рынок нестабилен, в том числе из-за спекулятивного характера операций, которые на нем проводятся.

Чтобы сравнить уровень доходов, зарплаты следует не пересчитывать по номинальным обменным курсам, а перевести в доллары США по паритету покупательной способности (ППС).

* ППС — это соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному сопоставимому набору товаров и услуг.

Табл. 3. Обменный курс ППС по странам в 2011–2017 годах

Несмотря на то, что Литва, Латвия и Эстония входят в еврозону, ППС в этих странах отличается. Если в Эстонии за товары и услуги стоимостью 1 доллар необходимо заплатить 61 евроцент, то в Литве — 51 цент.

Используя данные по средним зарплатам и обменному курсу ППС, мы рассчитали покупательную способность зарплат в рассматриваемых странах.

Табл. 4. Заработная плата в долларах по обменному курсу ППС

Выходит, что на польские зарплаты в злотых можно купить больше всего товаров. Среди трех Прибалтийских республик лидирующую позицию, что ожидаемо, занимает Эстония.

Существенно отстает от группы рассматриваемых стран Украина, которая едва-едва прошла через постмайданный экономический спад 2015 года. Зарплаты в стране только в 2017 году достигли того уровня, на котором они находились до государственного переворота и начала гражданской войны на востоке страны.

Лучшая динамика роста доходов населения прослеживается в Беларуси. За 7 лет страна сократила разрыв с Литвой и Латвией, а в 2017 году даже обогнала Россию.

На 59% выросли румынские зарплаты, став выше тех же литовских, латвийских и российских.

Люди уезжают туда, где растут зарплаты

Что означают низкие зарплаты и их покупательная способность? В социальной сфере работает закон сообщающихся сосудов: люди «перетекают» в страны с более высоким качеством жизни. Конечно, существуют механизмы, которые препятствуют резкой и полной депопуляции стран: жесткие миграционные правила, административные барьеры для легализации, языковые и культурные барьеры и т.д. Но сказать, что принцип совсем не работает, нельзя.

Так, из Украины — страны с самой низкой зарплатой в регионе (если не учитывать Молдову) — люди уезжают в Россию, Польшу и Литву. Латвийцы перебираются в более успешную Эстонию или в страны Западной Европы. В свою очередь, эстонцы уезжают на Запад, как и поляки, румыны и представители других восточноевропейских государств.

Иммигранты из Восточной Европы на сельскохозяйственных работах в Великобритании. Фото: independent.co.uk

В одном из предыдущих материалов RuBaltic.Ru приводил цифры, характеризующие масштаб миграционных процессов в Восточной Европе.

За последние 30 лет Румынию покинуло 14% населения, Молдавию — 16,9%, Украину — 18%, Боснию — 19,9%, Болгарию и Литву — 20,8%, Латвию — 25,3% населения.

Что ломает экономику региона?

На фоне неожиданных успехов Беларуси три Прибалтийские республики, Россия и Украина уже пятый год несут экономические потери. Обусловлены они, в основном, идеологическими и политическими позициями мировых центров силы — Вашингтона, Брюсселя и Москвы.

Украинская экономика до сих пор преодолевает последствия правительственного переворота, антироссийской истерии и военно-политического кризиса, которые были навязаны стране и поддерживаются внешними игроками. Россия, в свою очередь, находится под прессингом западных санкций, которые, лишившись политической актуальности, все больше похожи на инструмент сугубо экономического сдерживания страны.

В то же время правительства Латвии и Литвы, пренебрегая дешевым газом и торговлей с Россией, жертвуют экономическими интересами своего населения ради политических бонусов. Результаты подобной политики налицо, вернее, в карманах обыкновенных граждан.
Читайте также
26 июля 2018
Страны Прибалтики в глазах Вашингтона из априори невинных жертв превращаются в мелких провокаторов, поведение которых угрожает национальной безопасности США.
26 июля 2018
Глобально тренд трудовой миграции с Украины зародился сразу после распада Советского Союза, но с 2014 года это явление стало социальной нормой для украинских граждан, особенно для молодежи.
7 августа 2018
Прибалтийские элиты сами поднимают темы «проклятого советского прошлого» и сами же спускают их на тормозах.
21 июля 2018
Российский сервис «Яндекс.Такси» в конце июля планирует начать свою деятельность в Литве.