Мечта о скандинавских дорогах в Литве разбилась об африканскую коррупцию
Алексей Ильяшевич
Больше половины автомобильных дорог в Литве находится в неудовлетворительном состоянии, свидетельствует Министерство коммуникаций и транспорта. По мнению главы Минтранса Рокаса Масюлиса, это показывает, что литовские власти либо не инвестировали в ремонт автодорожного полотна, либо неэффективно распоряжались деньгами. Масюлис выражает стремление довести качество дорог в Литве до скандинавского уровня, но непонятно, как это сделать при африканском уровне коррупции.
Вильнюс традиционно выделяет большие деньги на развитие дорожной инфраструктуры и ремонтные работы. В соседней Латвии на литовские автострады поглядывают с завистью — здесь ситуация еще более печальная.
Несколько лет назад латвийский телеканал LTV7 восхищался тем, как соседи относятся к состоянию своего дорожного фонда. «Мы пугаем наших политиков, говоря, что когда-то у нас дороги станут, как в Латвии», — то ли в шутку, то ли всерьез говорил заместитель директора автомобильной дирекции Литвы Петрас Текориус.
В любом случае, издевки чиновника выглядят неуместно, особенно в свете последних новостей. Передвижная дорожная лаборатория проанализировала данные, собранные с первой тысячи километров автомобильных дорог государственного значения в Литве. Казалось бы, с главными транспортными артериями у республики проблем быть не должно.
Однако министр коммуникаций и транспорта Литвы Рокас Масюлис вынужден констатировать, что предварительные результаты исследования оказались неутешительны: «Следует сказать, что качество дорог плохое — 59% находится в неудовлетворительном состоянии. То есть индекс их качества не соответствует требованиям».
Что делать с результатами, министр пока не знает. Но планы у него долгосрочные, почти наполеоновские.
В ходе презентации Масюлис заявил о намерении довести качество дорожного полотна в Литве до скандинавского уровня.
Старая пластинка: скоро будем жить, как норвежцы и датчане! А существующие проблемы, видимо, решатся сами собой.
О каких скандинавских дорогах может идти речь, если даже мелкие инфраструктурные проекты Литва не может реализовать без скандалов? Яркий тому пример — строительство трассы Шилуте — Русне, которой занималась та самая Дирекция автомобильных дорог.
Занималась настолько плохо, что Управление государственных закупок (VPT) решило обратиться в суд с требованием оштрафовать ее.
Суть претензий сводилась к тому, что после подписания контракта стоимость проекта начала расти и в итоге составила не 10 миллионов евро, как планировалось изначально, а около 17 миллионов.
Вероятно, в Управлении госзакупок вознамерились наказать автодорожную дирекцию за небрежность: не предусмотрели необходимость проведения дополнительных работ, недобросовестно подошли к составлению сметы. Но только ли поэтому стоимость строительства трассы по ходу дела выросла на 70%? Как показывает практика, дорожники в Литве не прочь нагреть руки на щедрых государственных заказах.
Рокас Масюлис не даст соврать — в 2017 году он инициировал аудит всех предприятий, которые осуществляют контроль над обеспечением сохранности дорог государственного значения.
«Каждый день возникает все больше вопросов и подозрений по поводу растрачиваемых средств госбюджета, — говорил министр коммуникаций и транспорта. — Мы обязаны провести тщательный аудит, чтобы дать обществу ясный ответ, какого масштаба достигла эпидемия халатности, коррупции и непотизма среди дорожников».
Показательно, что сам факт существования «эпидемии коррупции» Масюлис под сомнение не ставил.
В особенности его заинтересовала деятельность государственного учреждения «Автомагистраль», которое до этого уже попало в поле зрения Службы спецрасследований. Главе компании Владисловасу Молису и его заместителю Казимерасу Эйрошюсу вручили подозрения, в их домах прошли обыски. Уже следом подключился Масюлис: поручил Дирекции автомобильных дорог начать собственное внутреннее расследование.
Аудит выявил факты грубого расточительства. Под руководством Молиса компания «Автомагистраль» нерационально использовала средства (в частности, во время приобретения недвижимого имущества), государству был нанесен огромный финансовый ущерб.
Впрочем, к самим дорогам это отношения не имеет. Можно как-то оправдывать и небрежное отношение к составлению сметы, и покупку зданий по чересчур высоким ценам, если компания хорошо справляется со своей основной задачей — поддерживает в надлежащем состоянии дорожную инфраструктуру. Но и здесь у литовских дорожников постоянно возникают проблемы.
Масюлис не впервые приводит доказательства того, что автострады в Литве, мягко говоря, до уровня Скандинавии не дотягивают.
В прошлом году Министерство коммуникаций и транспорта республики уже проводило аудит качества недавно отремонтированных дорог. Выяснилось, что 90% из них находятся в неудовлетворительном состоянии.
«Это означает, что нужно будет снова инвестировать не через 20 лет, а уже через 15, — сетовал Масюлис. — Можно сказать, что четверть инвестиций потрачена впустую — это около 5,5 миллиона евро».
Чуть позже с тезисом о неэффективности использования средств, выделяемых на ремонт дорог, согласился и премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис. Глава правительства при этом подчеркнул, что речь идет о деньгах из еврофондов. Львиная доля расходов по обслуживанию и строительству дорог в Литве ложится на плечи ЕС. То есть не свои деньги ремонтники закатывают в асфальт.
В Брюсселе это видят и делают соответствующие выводы.
На решение сократить дотации странам Балтии с 2021 года наверняка повлияла постоянно циркулирующая информация о неэффективном использовании финансовой помощи.
Представители Евросоюза явно лукавят, когда говорят, что благодаря этой помощи Литва, Латвия и Эстония сильно окрепли. Скорее наоборот: без щедрых поступлений из еврофондов Прибалтика просто не мыслит своего существования. Но эффект от их использования наглядно виден по результатам прошлогоднего аудита качества дорог и новым данным, озвученным Масюлисом.
Так как собирается министр коммуникаций и транспорта догонять Скандинавию, если Литву ждет урезание финансирования по линии Евросоюза? На работе его ведомства это отразится в первую очередь. Даже если Масюлис чудесным образом добьется эффективного использования средств и каждый цент будет инвестирован с толком, центов этих все равно будет не хватать.
Самое забавное, что хорошие дороги для Прибалтики — это не роскошь, а потерянная обыденность. В советское время Литва, Латвия и Эстония могли похвастаться транспортными артериями действительно европейского качества. Иначе и быть не могло — «витрина социализма» все-таки!
Сегодня качество дорог в Прибалтике тоже соответствует ее роли в ЕС. Европейской периферии хорошее дорожное полотно ни к чему.
Но, может, это и к лучшему. Глубокие ямы и выбоины преградят путь русским танкам, когда те ринутся захватывать гордую прибалтийскую республику. Никакой танк никакого оккупанта не проедет по дорогам Латвии и Литвы.
Да и какой оккупант позарится на страны с такими дорогами?