«Великий речной путь» Украины и Польши в обход России сел на мель
Алексей Ильяшевич
Инициатива создания единого речного пути между Польшей, Беларусью и Украиной в обход России столкнулась с новой проблемой: уровень воды в украинских реках опустился до рекордно низких значений. Очевидно, сама природа ставит крест на перспективах реализации проекта, которые и до этого были весьма туманны. Евросоюз, западные инвесторы и национальные правительства не хотят вкладывать миллиарды евро в то, что бывший замминистра инфраструктуры Украины справедливо охарактеризовал словосочетанием «феерический бред».
Идея соединить единой речной «артерией» Балтийское и Черное моря существует по меньшей мере с XVII века — во времена Первой Речи Посполитой ее вынашивал коронный канцлер Ежи Оссолинский.
В новейшей истории этот проект получил второе дыхание после распада СССР.
Судоходная трасса длиной 2 000 километров рассматривалась через призму интеграции Польши, Украины и Беларуси в европейское торговое пространство. То есть инициатива имела ярко выраженный политический характер, а с точки зрения экономики выгоды были не столь очевидны.
Поэтому долгие годы «великий речной путь» оставался не более чем умозрительным экспериментом.
До конкретных действий дело дошло недавно. В 2018 году Киев и Минск подписали дорожную карту по улучшению судоходства на реках Днепр и Припять в рамках проекта по восстановлению международного водного пути Е-40. В правительстве Алексея Гончарука не только не отказались от этого формата сотрудничества, но и решили вывести его на новый уровень.
Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий собирался предоставить Беларуси речной коридор до Черного моря уже во второй половине этого года. Он же инициировал проведение международной конференции по транспорту и логистике с участием Нидерландов, Польши и Беларуси. Целью мероприятия была заявлена дискуссия по развитию проекта E-40.
К тому моменту Киев уже пытался подавать пример своим партнерам: в Администрации морских портов Украины (АМПУ) отчитывались о рекордных за шесть лет объемах дноочистительных и дноуглубительных работ на внутренних речных путях. На 2020 год было запланировано углубление 64,5 километра украинского участка Припяти.
Причем в АМПУ подчеркивали, что работы проводятся в соответствии с уже упомянутой дорожной картой.
«Проект по восстановлению международного речного пути Е-40 вышел на стадию практической реализации. Работы по черпанию и доведению судоходных глубин до необходимого уровня, а также другие мероприятия планируется начать с открытием навигации», — сообщил Криклий во время февральского визита в столицу Беларуси.
Тогда же появилась информация о скором запуске туристического маршрута водным транспортом Киев — Мозырь — Киев. Из-за пандемии коронавируса этого не произошло, но у проекта Е-40 появились и другие проблемы.
О сомнительных перспективах «великого речного пути» сообщил
Уровень воды в украинских реках и водохранилищах является самым низким с тех пор, как в 1885 году начали осуществляться соответствующие замеры.
На ухудшение ситуации повлияла аномально теплая бесснежная зима. Апрельские и майские ливни к существенному сокращению дефицита воды не привели. Для Украины это чревато серьезными проблемами, о которых уже заговорили топ-чиновники. Недавно председатель Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов призвал правительство принять незамедлительные меры для борьбы с засухой.
Уровень воды в украинских реках, которые являются частью инициативы Е-40, не позволяет задумываться о развитии судоходного сообщения с Беларусью и Польшей.
«В некоторых местах они (реки — прим. RuBaltic.Ru) сейчас настолько малы, что баржевое движение не может легко пройти через них; грузоотправители были вынуждены либо загружать баржи только на 65% мощности, либо отправлять насыпные грузы по гораздо более дорогим железным дорогам», — говорится в публикации Джеймстаунского фонда.
Кстати, эта организация не первый раз обращает внимание на проект речного коридора между Черным и Балтийским морями. Предыдущий доклад, о котором уже рассказывал аналитический портал RuBaltic.Ru, был опубликован в феврале.
Уже тогда заокеанские эксперты указывали, что водная трасса Е-40 по целому ряду причин рискует превратиться в «долгострой».
Сообразительный читатель уже наверняка догадался, где находится один из главных камней преткновения. Это место даже можно найти на карте: маршрут речного пути проходит через чернобыльскую зону. Дноуглубительные работы в акватории Припяти чреваты серьезными экологическими последствиями.
«Если радиоактивные мулы будут потревожены и двинутся вниз по Днепру, то это может грозить потерей главной водной артерии страны как источника питьевого водоснабжения, а также нельзя будет использовать днепровскую воду для орошения земель и полива полей. Есть угроза радиоактивно загрязнить грунты поливом. Ветры могут перенести это загрязнение на многие километры. Из локального Чернобыля мы можем необдуманными, не взвешенными, популистскими решениями превратить всю страну в Чернобыль», — предупреждал
Аналогичные работы на Нижней и Средней Висле сопряжены с огромными финансовыми затратами. Согласно выводам Комиссии по вопросам развития воднотранспортного соединения на участке Днепр — Висла, общая стоимость проекта Е-40 составит примерно 12,7 миллиарда евро, из них почти 12 миллиардов приходится на польский участок.
Где брать деньги? Лоббисты рассчитывают главным образом на поддержку европейских фондов. Вернее, рассчитывали.
После эпидемии коронавируса Евросоюзу придется пересматривать расходы на уже запущенные инициативы — не хватало еще вбухать миллиарды в сомнительный речной коридор.
Согласно технико-экономическому обоснованию проекта, еще одним источником финансирования может стать частный капитал. Но на горизонте спонсоров пока не видно. Во-первых, потому что финансовые выгоды неочевидны. Во-вторых, потому что Украина, Польша и Беларусь не являются частью единого политического блока.
Инвесторы закономерно опасаются вкладывать деньги в проект, который может стать жертвой очередного витка напряженности между Минском и коллективным Западом.
Вариант привлечения средств из национальных бюджетов тоже выглядит нереалистично. Затраты, как уже было сказано, распределяются слишком неравномерно: полякам нужно потратить в разы больше, чем украинцам и белорусам, вместе взятым.
Теперь против «великого речного пути» от Балтики до Черного моря выступила сама природа. «Весь проект Е-40 — это феерический бред. Утопия полагать, что реки с низким уровнем грунтовых вод могут быть приведены в соответствие со стандартами навигации класса IV (на всем маршруте должна быть обеспечена минимальная глубина воды 2,5 м), особенно учитывая тот факт, что Припять пополняется преимущественно за счет снега», — отмечал экс-замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава.
Накаркал, как говорится!
Не выпал снег — уровень воды в реках не поднялся до того уровня, который позволяет беспрепятственно заниматься судоходством.
Есть ли гарантии, что это не станет долгосрочным трендом? И ЕС, и потенциальные частные инвесторы, и правительственные чиновники наверняка сделают соответствующие выводы.