Стратегическое партнёрство Китая и Европы невозможно без России
Александр Носович
В Риге прошёл саммит формата «16+1», на котором премьер-министры стран Центральной и Восточной Европы подписали ряд документов о сотрудничестве с Китаем. Формат «16+1» предлагается сделать частью стратегического сотрудничества Европейского союза с Китаем, в том числе в транзитной сфере. Однако стратегическое сотрудничество Китая с ЕС (особенно в транзитной сфере) невозможно без участия России и Евразийского экономического союза, тогда как именно страны Центральной и Восточной Европы (включая Прибалтику) препятствуют стратегическому партнёрству Евросоюза с Россией и призывают западных союзников не признавать ЕАЭС.
Формат «16+1» – это региональная инициатива Китая, направленная на сближение и налаживание сотрудничества в сфере транспорта, финансов, науки, культуры, образования и инвестиций со странами Центральной и Восточной Европы. С европейской стороны в формате участвуют Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория, Чехия и Эстония. Приоритетными областями сотрудничества с этими странами Ки
Приоритетом Латвии при проведении мероприятия была объявлена транзитная отрасль. Президент Латвии Раймонд Вейонис во время встречи с премьер-министром Китая Ли Кицяном заявил, что Латвии и Китаю необходимо развивать стратегическое сотрудничество в сфере транспорта и логистики. Кроме того, необходимо способствовать экспорту в Китай латвийской продукции.
«Нам надо продолжать создавать синергию между инициативами ЕС, такими как "план Юнкера", "Трансъевропейские сети", и инициативами Китая: "Новый Шёлковый путь", инициатива трёх морских портов. Мы также должны продолжать интеграцию формата "16+1" в стратегическое партнёрство между ЕС и Китаем», – заявил по итогам саммита главы правительства Китая с премьер-министрами государств Центральной и Восточной Европы премьер-министр Латвии Марис Кучинскис.
Вот здесь и появляется фундаментальное противоречие между декларациями саммита в Риге и реальностью.
Как страны Центральной и Восточной Европы и особенно страны Прибалтики намерены наладить стратегическое партнёрство Евросоюза с Китаем, разрушая при этом стратегическое партнёрство Евросоюза с Москвой, проводя политику «сдерживания России» и разрывая старые связи с восточным соседом?
«Если говорить о геоэкономике, о транзитном положении, то, безусловно, для Китая представляет интерес и Санкт-Петербург, и Рига / Вентспилс, и Клайпеда, и Гданьск. Другое дело, что тот неподдельный энтузиазм, который мы наблюдали в Риге, – он не совсем адекватен, поскольку, как известно, Латгалия не граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая. Поэтому если кто-то думает, что можно протащить поезд из Китая в Латвию, минуя Россию, то этот "кто-то" должен купить себе глобус», – заявил RuBaltic.Ru президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич.
К прошедшему в Риге саммиту возникает сразу несколько вопросов. Первый: участниками саммита неоднократно упоминался «план Юнкера» и предлагалось координировать эту европейскую инициативу с внешнеэкономическими инициативами Китая. А что такое «план Юнкера»? Это инвестиционная инициатива Европейской комиссии, направленная на оживление экономики с помощью масштабных инвестиций в реальный сектор, включая промышленность, строительство и инфраструктуру. Фактически «план Юнкера» означает реиндустриализацию ЕС.
Как это согласуется с экономической идеологией той же Прибалтики, страны которой без доли сомнения четверть века считали себя самыми прогрессивными на постсоветском пространстве на том основании, что уничтожили свою промышленность и сделали экономической специализацией сферу услуг? Теперь ЕС объявляет работающую промышленность стратегической ценностью и вместо перевода производства в страны «третьего мира» предлагает реиндустриализацию и создание новых рабочих мест за счёт промышленных предприятий в Европе. И в Риге власти Латвии демонстрируют свою приверженность «плану Юнкера» на фоне поросших бурьяном фабрик и разобранных на металлолом заводов. У них не возникает чувства несоответствия?
Другой вопрос: «Новый Шёлковый путь», также именуемый «Великий шёлковый путь 2.0», на подключении к которому не прочь заработать правительства стран Прибалтики. Но ведь северный коридор этого грандиозного трансконтинентального проекта (а другие коридоры для Прибалтики, в силу её географического положения, неактуальны) идёт из Китая через Казахстан, Россию, Беларусь, то есть через страны Евразийского экономического союза. Сопряжение ЕАЭС с проектом «Нового Шёлкового пути» давно подтверждено официально.
Однако Литва, Латвия и Эстония не признают ЕАЭС и призывают не признавать существования Евразийского экономического союза западных союзников, занимаясь демонизацией евразийской интеграции и называя её «возрождением имперских амбиций Кремля», – о каком стратегическом сотрудничестве с Китаем в транзитной сфере и участии в проекте «Нового Шёлкового пути» прибалтийские политики, в таком случае, могут говорить?
Николай Межевич
«Это можно прокомментировать только в духе известного анекдота: вы или крестик снимите, или трусы наденьте. В данном случае Европейскому союзу, включая страны Прибалтики, придётся или договариваться с Россией, или отказываться от сотрудничества с Китаем, – говорит Николай Межевич. – Если от сотрудничества только с Россией часть европейских политиков готовы отказаться, то от сотрудничества с Россией и Китаем в рамках их интеграционного проекта отказаться уже не сможет никто».
Так что из надежд Прибалтики на получение нового импульса к развитию за счёт стратегического сотрудничества с Китаем выходит очевидная бессмыслица в том случае, если налаживать это сотрудничество Вильнюс, Рига и Таллин намерены, продолжая в то же время свою антироссийскую политику.
В более широком смысле, невозможно и стратегическое сотрудничество всего Евросоюза с Китаем при сохранении политики «сдерживания России» и продолжении демонстративного игнорирования евразийской интеграции и отказа признавать ЕАЭС. В первую очередь это стратегическое сотрудничество невозможно в транзитной сфере – в рамках проекта «Нового Шёлкового пути». От «сдерживания России» Европейскому союзу неизбежно придётся рано или поздно отказываться и начинать возвращение к партнёрским отношениям, в перспективе предполагающим стратегическое партнёрство России и ЕС.
Когда Брюссель, Москва и Пекин рано или поздно договорятся о стратегическом сотрудничестве в сфере транзита, то Вильнюс, Ригу и Таллин с их фобиями на тему «возрождений имперских амбиций России» и призывами к продолжению «политики сдерживания», международной изоляции Кремля и расширению санкций никто слушать уже не будет.
Речь идёт о долгосрочном экономическом проекте, который будет определять будущее континента на десятилетия вперёд и сулит его участникам миллиарды долларов прибыли, – при таком раскладе европейцам будет не до Прибалтики с её фобиями. Литва, Латвия и Эстония рискуют в очередной раз оказаться на обочине мировой истории: будущее будет буквально проложено мимо них, хотя вроде бы географическое положение этих стран благоприятствует их включению в проекты строительства трансконтинентальных торговых путей.
Однако, как известно из заявлений первых лиц Прибалтийских республик, географическое положение, включающее в себя соседство с Россией, – это проклятье Прибалтики. Для успешной, богатой и экономически развитой Финляндии соседство с Россией – подарок судьбы, а вот для Прибалтики – проклятье. Плохим прибалтийским танцорам всегда Россия мешает. Из-за хронически плохих отношений с Россией и сознательного разрыва старых связей на востоке Прибалтика уже потеряла промышленность, торговый флот, значительную часть транзита. Логическое продолжение этой последовательности – потеря возможности получить новый импульс к развитию за счёт присоединения к проекту «Нового Шёлкового пути».
Прибалтийским политикам придётся делать выбор: либо они отказываются от антироссийской политики и получают доступ к трансконтинентальным логистическим проектам, либо продолжают своё «сдерживание России», и прибалтийские порты и железные дороги остаются без китайских грузов.
Хорошие отношения с Россией и формирование стратегического сотрудничества между Брюсселем, Пекином и Москвой целиком и полностью соответствуют национальным интересам Литвы, Латвии и Эстонии. Другое дело, что сближение России с Евросоюзом и реализация любых проектов трансконтинентальной интеграции между ЕС, Россией и Китаем не соответствуют личным карьерным интересам правящих элит Литвы, Латвии и Эстонии, которым делегирована из Вашингтона функция геополитического «буфера» и поручена миссия вбивать клин в отношения Брюсселя и Москвы, разделяя Европу на Россию и ЕС.
До сих пор прибалтийские политики не демонстрировали способности жертвовать своими личными карьерными интересами ради интересов своих стран и народов. Едва ли перспектива стратегического сотрудничества с Китаем и загрузки портов Клайпеды, Риги и Таллина в рамках проекта «Нового Шёлкового пути» способна эту тенденцию переломить.