Странам Балтии урезали прогнозы развития из-за антироссийских санкций
Андрей Стариков
Прогнозы экономического развития Прибалтики снова корректируются в сторону понижения. Деньги из еврофондов задержались – экономика замедлилась. Брюссельские вливания по-прежнему остаются основной внешней финансовой подпиткой для Прибалтийских республик. Только вот в ближайшие годы этот источник обещает изрядно подсократиться.
Один из крупнейших скандинавских банков Swedbank понизил прогнозы роста внутреннего валового продукта для всего Прибалтийского региона. Литовской экономике свежее обозрение банкиров в этом году обещает рост на 2,5%. Апрельские прогнозы были оптимистичнее – 3,3%. Латвийскому народному хозяйству пророчат рост до 2,1% вместо предыдущих 3%; эстонскому – 1,5% вместо 2%. В среднем по трём Прибалтийским республикам темпы развития понижены на 30%. Серьёзная величина.
Прогнозы роста некогда «балтийских тигров» уже который год напоминают пустынный мираж: чем ближе к нему подходишь, тем дальше он от тебя удаляется.
Приближаясь к контрольной дате, очередное экономическое пророчество по умолчанию пересматривается в сторону понижения.
Основание для теперешней корректировки – падение инвестиций, связанное с задержками в освоении еврофондов. За 6 месяцев 2016 года латвийский госбюджет получил на 122 млн евро меньше, чем годом ранее, хотя и налоги росли, и акцизы повышались. И вот уже премьер-министр Латвии Марис Кучинскис предупреждает о следующем «заторе» в освоении фондов ЕС и связанных с этим остановках инфраструктурных проектов. Причина «затора» – не столь быстрое развитие экономики, как прогнозировалось в начале года при разработке бюджета.
Ох уж этот прибалтийский экономический оптимизм…
Кучинскис, между тем, говорит лишь о производных. Первопричина снижения прогнозов роста, падения инвестиций и очередного снижения прогнозов роста – затянувшаяся санкционная «война» России и Запада. Выводы свежего доклада латвийского Министерства земледелия: пострадавшие от эмбарго бизнесмены так и не смогли найти альтернативу России. Смело экстраполируем и на две другие прибалтийские «соседки».
Страны Балтии надеялись на Китай. Вот только литовскую молочку, ранее ориентированную на восточного соседа, руководители Поднебесной до сих пор так и не пустили на национальный рынок. Для покрытия кредитов фермеры Литвы вынуждены забивать скот. Знаменитые рижские шпроты тоже не снискали себе достойного места на полках китайских гипермаркетов. В сегменте рыбных консервов в течение полутора лет латвийские производители начали экспорт на 11 новых рынков. Активными остались только четыре: Китай, Египет, Гонконг и Сомали. Нетрудно догадаться, что объёмы на этих экзотических направлениях абсолютно ничтожны – 400 тыс. евро.
Экономика стран Балтии – конструкция в целом не очень-то крепкая. Назвать её колоссом на глиняных ногах было бы, конечно, преувеличением, но и амортизировать существенные макроэкономические шоки она не способна.
Жизнедеятельность независимых Прибалтийских республик подпитывалась из двух внешних источников: остатков торгово-экономических связей с Россией и европейских дотаций.
Экономические контакты с восточным соседом начали слабеть задолго до украинского кризиса. Уже с 2000-х годов Москва потихоньку выводит грузопотоки из прибалтийских портов. Торгово-экономические отношения России и стран Балтии логичным образом достигают дна после начала санкционного противостояния. Финансовые инъекции Брюсселя остаются основным внешним движителем экономического развития Прибалтики. Дотации в рамках европейской политики сплочения в период 2007–2013 гг. обеспечивали ежегодный рост экономики Латвии в среднем на 2,1%, Литвы – на 1,7%. Но уже в бюджете на 2016 год Брюссель был вынужден уменьшить количество средств на содержание периферии. Новые вызовы потребовали дополнительных денег. Финансирование программ экономической, социальной и территориальной сплочённости было урезано на 4%.
А тут ещё один эпизод, куда более неприятный для потребителей брюссельского велфера: «брексит». Великобритания – страна богатая. Лондон вносил в общеевропейский бюджет больше, чем получал назад. Этими излишками пользовались страны победнее.
Эстония, Литва, Латвия, Венгрия, Болгария и Польша – главные выгодополучатели от перераспределения бюджета ЕС. После развода Соединённого Королевства с Брюсселем недополучат в первую очередь именно они.
Денег станет меньше – это точно, но не сразу. В ближайшие годы освоение еврофондов будет идти вполне стабильно. «Брексит» – это тот случай, когда брюссельская бюрократическая тягомотина играет на руку европериферии. Фонды, конечно, просядут, но пока до этого дойдёт, страны Прибалтики худо-бедно завершат освоение средств, запланированных до 2018 года. Дальше придётся думать. После 2020 года, когда в Латвии закончится финансирование из фондов ЕС, нужно будет увеличивать налоговые поступления, заявила министр финансов Дана Рейзниеце-Озола. Если Брюссель денег не даёт, возьмём у народа. Предпринимателям министр уже порекомендовала научиться работать без дополнительных финансовых вливаний, которые ранее обеспечивали фонды. В будущем на поддержку можно не рассчитывать. Так постепенно ослабевает последняя оставшаяся внешняя подпитка экономик стран Балтии – дотационные инъекции Брюсселя. Недалеки те времена, когда прибалтам придётся учиться жить исключительно на собственные деньги.