Российский запрет на сельхозпродукцию обанкротит страны Балтии
Сергей Рекеда
В ответ на антироссийские санкции, вводившиеся в последние месяцы, Москва закрыла российский рынок для сельскохозяйственной продукции из стран, поддержавших эти санкции. В первую очередь, эти ограничения ударят по экономике стран Балтии: теперь потенциальный ущерб от «санкционной перепалки» между западными странами и Россией будет сопоставим в этих республиках с сокращением экономики в результате недавнего кризиса.
Ответа Москвы на все расширяющийся список антироссийских санкций ждали. Еще в начале этой недели Владимир Путин потребовал разработать ответные меры, которые минимально затрагивали бы интересы российских граждан, но при этом были бы неудобны тем странам, которые поддерживают экономические ограничения в отношении России. Отказ от сельскохозяйственной продукции в этом контексте, действительно, один из наиболее удобных вариантов: с одной стороны, запрет этих товаров не создает серьезных проблем с импортозамещением (тем более при сотрудничестве с производителями Белоруссии и Казахстана) и фактически является протекционистской мерой по поддержке отечественного агросектора, с другой – такое эмбарго чувствительно для многих из тех, кто вводил свои санкции против России, в том числе и для наиболее активных в этом вопросе – восточноевропейских республик.
«Уже по запрету на ввоз польских яблок мы увидели, как чувствительно это оказалось для Польши. А казалось бы - какая ерунда, - комментирует ответные российские санкции политолог, член президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ Виталий Третьяков. - Многие страны Евросоюза, да и США импортируют очень много сельхозпродуктов в Россию. И потери здесь для них будут миллиардные. Тем более, что сейчас как раз время сбора урожая многих овощей и фруктов… Думаю, что это не первый ответный пакет российских санкций. Но с учётом сезона - самый эффективный. А не поможет - будет и второй...»
При этом именно сельскохозяйственная продукция позволяет верно «расставить акценты» в посыле, который отправляет Москва тем, кто проводил против России санкционную политику. Когда были дискуссии о том, какие же именно санкции Запад должен ввести против России, то прибалтийские республики настаивали на том, что Россию следует лишить доступа к высоким технологиям, финансовым ресурсам, военно-техническому сотрудничеству – то есть лишить доступа к тому, чем сами эти прибалтийские страны давно уже не обладают вовсе.
Литва, Латвия и Эстония, доходя в своем санкционном раже до истерии, на самом деле вели очень лицемерную по отношению к еврограндам игру - они стремились наказать Россию не за свой счет, а за счет «старших товарищей».
Однако отвечать теперь им придется самим. «Никто не обязывает Правительство РФ вводить весь санкционный пакет сразу. Можно и даже нужно это делать поэтапно, начиная с отдельных стран, которые занимали радикально антироссийскую позицию», - комментирует решение Кремля российский политолог Евгений Минченко. И именно для Прибалтики, которая как раз и занимала радикально антироссийскую позицию, ответ России будет одним из наиболее болезненных.
Так, сельскохозяйственные продукты и сырье занимают в общем объеме экспорта Эстонии в Россию почти 17% (около 240 млн евро), Латвии – более 37% (около 448 млн евро), а Литвы – более 40% (около 300 млн евро). Другими словами, это главные статьи торговли балтийских республик с Россией. Причем перенаправить торговые потоки на Европу в данном случае фактически невозможно – рынок уже занят.
«Думаю, что за неоценимый вклад в развитие латвийского экспорта министр иностранных дел Латвии Ринкевич заслужил орден Кобзона третьей степени… Четыре года работы предпринимателей и Рижской думы, чтобы продвинуть в Москве “Рижские дворики”. Правительство Латвии на всем этом поставило крест за четыре недели. Молодцы», - так отреагировал на российский запрет мэр Риги, кандидат на пост премьера от партии «Согласие» на осенних выборах в парламент Латвии Нил Ушаков.
Сильнее всего в Латвии российский запрет затронет местных производителей рыбных консервов и молочной продукции, фактически подтверждает слова мэра Риги глава Центра содействия сельскохозяйственному рынку Ингуна Гулбе. По её словам, рыбные консервы, главным образом, выпускаются для России и стран СНГ. Другие покупатели этой продукцией мало интересуются, а потому поиск новых рынков для рыбных консервов потребует очень дорогой маркетинговой кампании.
По словам главы Торгово-промышленной палаты Латвии Яниса Эндзиньша, санкции бумерангом отзовутся на всей латвийской экономике. «Если санкции нас сильно затронут, то роста экономики можно уже не ждать. Это негативно отразится и на ВВП. У латвийской пищевой промышленности - экспорт в большей степени направлен на Россию», - отметил он. Однако не ждать роста экономики – это в данном случае даже неоправданно оптимистичный взгляд. Еще до объявления сельскохозяйственных санкций министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский ожидал сокращения ВВП на 10% из-за уже имевшихся на тот момент экономических ограничений ЕС в отношении России.
Теперь же, когда у стран Балтии «перекрыли» один из главных источников пополнения бюджета, их хозяйственные проблемы могут быть сравнимы с разрушительными последствиями международного кризиса конца 2000-х, когда, напомним, ВВП стран Балтии пострадал сильнее всех в мире, а за границу хлынул поток трудовой эмиграции. Что же оставшимся жителям Прибалтики делать теперь? Благодаря истерикам своего руководства тоже браться за чемоданы?
Кроме того, в данном случае есть место и для косвенных угроз, которые затронут все страны Балтии. «Кроме прямых потерь от запрета ввоза сельхозпродукции, будут побочные эффекты: запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции из ЕС в Прибалтике вызовет резкий скачок дешевого польского импорта, который вызовет понижение цен на сельхозпродукцию. Местные балтийские производители понесут серьезные потери», - отмечает в комментарии порталу RuBaltic.Ru латвийский экономист и политолог Нормунд Гростиньш.
Однако все эти тяжелые времена для экономик балтийских стран стали возможны лишь в виду одного – инфантильно-агрессивной политики руководства балтийских республик. Не президент ли Литвы Даля Грибаускайте после введения новых санкций ЕС против России сокрушалась, что те порядком «запоздали и недостаточны»? Теперь доктору Грибаускайте будет достаточно санкций? Не министр ли иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич бахвалился тем, что введенные ЕС экономические санкции против России не окажут существенного влияния на экономику Латвии, а подобные опасения называл «психологической пропагандой»? Теперь почти полмиллиарда евро для латвийского министра не деньги?
«В Латвии правительственная коалиция выступила застрельщиком санкций против России. Я уже подчеркивал, что внешняя политика Латвии противоречит экономическим интересам страны. Поскольку ответные меры России дадут ощутимый результат перед октябрьскими выборами латвийского парламента, можно надеяться, что наиболее агрессивные партии правящей коалиции – «Единство» и националисты – на выборах понесут потери и количество их депутатов Сейма уменьшится» - считает Н.Гростиньш. Действительно, у латвийцев в сложившихся условиях есть одно преимущество перед жителями Эстонии и Литвы – в Латвии приближаются выборы, а значит и возможность «отблагодарить» своих дальновидных руководителей. Литовцам же и эстонцам остается уповать лишь на то, что хотя бы теперь их политики станут более благоразумными. Ведь экспорт сельхозпродукции — это далеко не всё, что могут потерять прибалтийские страны, провоцируя «санкционные войны» с Россией. Смогут ли, к примеру, в этих странах пережить запрет транзита из России? Если прибалтийские лидеры не прекратят свои антироссийские политические истерики, то самым реальным их результатом в итоге может стать лишь полное банкротство их стран.